?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Октябрь 27, 2007


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
08:35 pm - Лица войны - 1.
Решил открыть серию постов с портретами участников боевых действий...



Anno 1943 - il marinaio Attilio Montuori imbarcato sull'incrociatore "Vittorio Veneto".

UPD. Подлинную подпись к фотке не стал менять специально, хотя и прекрасно знаю, что "Венето" был не incrociatore - "крейсер", а nave di linea - "линейный корабль".

(21 комментарий | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:hazimir_fenring
Date:Октябрь 27, 2007 05:07 pm

Мысли вслух

(Link)
20 октября исполнилось 100 лет со дня рождения капитана-подводника 2-го ранга, Героя Советского Союза, Магомеда Гаджиева. Волею судеб меня вчера занесло в Дом Национальностей, где вчера в Москве отмечали эту дату - там много кто собрался, в т.ч. с десяток контр- и вице-адмиралов. Мысль собственно такая - жаловались на то, что страна в последнее время забывает своих героев, ни в Лицах Великой Отечественной, ни в энциклопедиях можно уже и не найти информации. Да и в инете нихрена нету, а то, что я узнал про его подвиги -такое забывать нельзя.
[User Picture]
From:u_96
Date:Октябрь 27, 2007 05:12 pm

Осмелюсь поинтересоваться

(Link)
>то, что я узнал про его подвиги

Ммммм... А что вы про них узнали?
[User Picture]
From:hazimir_fenring
Date:Октябрь 27, 2007 05:21 pm

Re: Осмелюсь поинтересоваться

(Link)
Я человек военной историей не интересовавшийся. Ну знал что был такой герой Магомед Гаджиев и всё тут. Знал что он имел отношение к подводному флоту. Меня просто в трепетный восторг повергли рассказы про то, как он делал то чего никто до него не делал - вступал подлодкой в надводный бой с кораблями. Они там много чего рассказывали, но это чисто биографические интересности, а не военно-исторические, хотя вот еще запомнилось, что Орден Ленина в 35-м ему дали за то ли первое, то ли одно из первых автономных плаваний в советском подводном флоте, а в 37-м репрессировали отца, но он от отца не отказался и его перевели с Черноморского флота на Балтийский, думая, что для уроженца Кавказа холодные моря должным наказанием будут...
Рассказывали про то, что у них сообщество гаджиевцев в честь него организовано. Было очень интересно.
[User Picture]
From:u_96
Date:Октябрь 27, 2007 05:23 pm

Re: Осмелюсь поинтересоваться

(Link)
А вам там, часом, не рассказывали, почему Гаджиев был вынужден на ПЛ вступать в надводный артиллерийский бой?..
[User Picture]
From:hazimir_fenring
Date:Октябрь 27, 2007 05:30 pm

Re: Осмелюсь поинтересоваться

(Link)
Нет, если поведаете - с удовольствием послушаю.
[User Picture]
From:u_96
Date:Октябрь 27, 2007 07:28 pm

Re: Осмелюсь поинтересоваться

(Link)
Прелюдия №1. Сначала голые факты.

К-23, на которой позже погибнет Гаджиев, 26.11.41 в Лоппском море обнаружила немецкий каботажник "Start" и, пожалев торпеды, атаковала его из надводного положения артиллерией. После 15 залпов из 100-мм орудия судно так и не получило прямых попаданий и К-23 прекратила преследование.

19.01.42 в Порсангер-фьорде лодка выпустила 2 торпеды по транспорту "Soroy", но промазала. Всплыла и, выпустив 31 100-мм снаряд, транспортюгу таки утопила... Хотя "транспорт" - это слишком громко сказано. Водоизмещение утопленника - всего 595 брт.

12.05.42 в Оксе-фьорде К-23 с командиром дивизиона кап-два Гаджиевым наконец-то нашла себе достойную цель - конвой в составе 2-х транспортов "Karl Leonhardt" (6115 брт) и "Emsland" (5170 брт), 3-х сторожевых кораблей и 3-х кораблей ПЛО. В 10.22 Гаджиев выпустил по каждому из транспортов 2 торпеды - промах! В 11.14 К-23 всплыла и полным ходом устремилась в погоню за транспортами. Ближайшие немецкие сторожевики в этот момент стояли без хода - вылавливали одну из русских торпед. Видимо поэтому акустики К-23 их и проморгали, так что встреча лодки с немецким эскортом была полнейшей неожиданностью для всех сторон. Впрочем, 3-ри немецкие корабля ПЛО тут же открыли шквальный огонь. К-23, отстреливаясь из кормового 100-мм орудия, попыталась оторваться от погони в надводном положении, где максимальная скорость лодки была существенно выше, чем в подводном. Но немцы, не будь дураками, таки засадили в лодку один 88-мм снаряд и Гаджиев в 14.30 пошёл на погружение. По звуку винтов и вырывающимся на поверхность из пробоины пузырям воздуха, немцы быстро вычислили лодку и по очереди стали засыпать её глубинками. В 17:42, после того, как на неё было сброшено 70 глубинных бомб, К-23 получила роковое попадание... Спасшихся с лодки не было.

Прелюдия №2. Цитата из "Временного наставления по боевой деятельности подводных лодок 1939 года": "Подводная лодка может вступить в артиллерийский бой с противником, только если есть уверенность, что лодка не подвергается серьёзной опасности, а применение торпед по какой-либо причине невозможно или неоправдано".

А теперь попробуем перечислить те причины, которые заставили Гаджиева вылезти из-под воды под самым носом у немецкого эскорта.

1. Акустики лодки факт наличия сильного эскорта явно "проспали".
2. Выпущенные по транспортам торпеды в цель не попали.
3. В точно такой же ситуации К-23 сумела до этого угрохать "Soroy" артиллерией.
4. Желая сберечь торпеды (а их на Севере был не вагон и за промахи командиров драли нещадно), Гаджиев снова решает долбать немцев из надводного положения пушками...

Т.е. надводный бой К-23 - это не осознанный подвиг, а скорее оплошность...
[User Picture]
From:u_96
Date:Октябрь 27, 2007 07:28 pm

Re: Осмелюсь поинтересоваться

(Link)
Теперь надо понять, почему торпеды К-23 (и других советских лодок - об этом см. серию моих постов "Будни подводной войны" http://u-96.livejournal.com/980731.html и, в особенности, мои комменты к посту о Щ-402 http://u-96.livejournal.com/812653.html) в цель хронически не попадали.

1. Вплоть до конца 1942-го года, наши торпеды страдали весьма существенными техническими недостатками - после выстрела начинали "гулять" по курсу и глубине, а при попадании часто просто не взрывались.

2. Разрешалась стрельба только одиночными торпедами, а не "торпедным веером", существенно увеличивающим шанс попадания в цель.

3. Перед войной командиров ПЛ натаскивали не на атаки транспортов, а на атаки боевых кораблей. А это не одно и тоже. Наши командиры не имели справочников-определителей по гражданским судам стран Оси и не знали силуэты этих судов.

4. Наши лодки (в отличие от немецких, английских и американских) не имели приборов автоматического или полуавтоматического вычисления расстояния до цели, её скорости и курсового угла (всё определялось на глаз!) и автоматического ввода этих данных в уже заряженные в аппараты торпеды (у нас торпеды приходилось из аппаратов вытаскивать, устанавливать на них все данные вручную, а потом пихать в аппараты сызнова. Понятно, что за это время положение противника менялось... Потому командиры предпочитали стрелять без всяких поправок из простейшей позиции, когда противник лежит строго на перпендикулярном курсе относительно курса лодки. Во всех остальных случаях шанс нашей лодки попасть в цель стремительно приближался к нулю).

5. Таким образом, во всех остальных смыслах вполне соответствуя по своему техническому уровню лодкам Второй мировой, в области теории, тактики и технического обеспечения торпедной стрельбы, наши лодки остались на уровне Первой мировой.
---
Надеюсь, теперь тебе понятно, что торпедой нашей лодке попасть во врага было куда труднее, чем закатать в него же снаряд?.. Вот и Гаджиеву это стало ясно ещё в 1941-м...
[User Picture]
From:maina_woopka
Date:Октябрь 27, 2007 08:36 pm

Re: Осмелюсь поинтересоваться

(Link)
Наши лодки (в отличие от немецких, английских и американских) не имели приборов автоматического или полуавтоматического вычисления расстояния до цели, её скорости и курсового угла (всё определялось на глаз!)

Ну, про это я знал раньше...

и автоматического ввода этих данных в уже заряженные в аппараты торпеды (у нас торпеды приходилось из аппаратов вытаскивать, устанавливать на них все данные вручную, а потом пихать в аппараты сызнова.

...а вот это стало для меня шокирующей новостью.

А когда все же эта технология была внедрена? Насколько я помню, аппараты для вычисления мы (позже) закупали у англичан (и насколько помню, это был не лучший выбор - по-моему, у американцев были лучше?... кстати, если это так, по почему не купили у американцев?). А система ввода данных в торпеды шла в комплекте или по прежнему угрей туда-сюда тягали до конца войны?

PS: А у Лунина во время его "атаки" Тирпица такая система стояла?
[User Picture]
From:u_96
Date:Октябрь 27, 2007 08:50 pm

Re: Осмелюсь поинтересоваться

(Link)
>А когда все же эта технология была внедрена?

Во время войны у нас появлялись английские "торпедодиректоры", но пользоваться ими так и не научились. Первые подобные отечественные образцы появились только в конце ВОВ, а в массовом порядке их стали ставить, есесьна, только после окончания войны. И тогда же появилась система автоматической передачи данных в торпеды.

>кстати, если это так, по почему не купили у американцев?

А они их нам продавали?.. Таки нет.

У Лунина ни ПУТС, ни ТАСЛ не стояло, так что стрелял он по "Трипицу" чисто на глазок - из кормовых, где "угри" ещё в базе были установлены на заглубление 1-1,5 метров, что автоматически влекло за собой минимальные повреждения для "Тирпица" (у него ж там был главный броневой пояс). Наконец, Лунин стрелял из кормовых ВСЛЕД уходящей цели и если мы соберём все эти данные на планшет с картой, то становится понятно - попасть Лунин мог куда угодно, кроме "Трипица". К моменту расчётной встречи с торпедами, линкор тупо выходил за радиус дальности хода торпед.

[User Picture]
From:u_96
Date:Октябрь 27, 2007 08:52 pm

Re: Осмелюсь поинтересоваться

(Link)
А вообще, если интересуетесь нашей подводной войной - почитайте на досуге вот это http://u-96.livejournal.com/980731.html и по гиперссылкам там пошарьтесь. :)
[User Picture]
From:maina_woopka
Date:Октябрь 28, 2007 10:33 pm

Re: Осмелюсь поинтересоваться

(Link)
Да это я читал уже давно - я вообще Ваш журнал уже год с лишним читаю. Кстати, позвольте выказать Вам свое уважение, коллега (хотя, какой из меня коллега - и преподавал-то в высшей школе, что проще гораздо, и хватило меня всего на три года). И стать про атаку Лунина (с раскладкой на карте), кажется Морозова, читал. Но как-то не обратил внимания на упоминания про вычислитель.

Тогда, если учесть, что наши подводники стреляли на глазок, торпедами, с параметрами установленными на базе - возникает вопрос, как они вообще хоть в кого-то попадали...
[User Picture]
From:u_96
Date:Октябрь 28, 2007 10:39 pm

Re: Осмелюсь поинтересоваться

(Link)
Вот и я о том же.
[User Picture]
From:hazimir_fenring
Date:Октябрь 28, 2007 12:51 pm

Re: Осмелюсь поинтересоваться

(Link)
Спасибо за ликбез!
[User Picture]
From:lord_k
Date:Октябрь 27, 2007 05:10 pm

Я понимаю, что подпись оригинальная, но...

(Link)
incrociatore применительно к этому кораблю - явный understatement
[User Picture]
From:u_96
Date:Октябрь 27, 2007 05:13 pm

Вспоминая классику

(Link)
"Итальянцы, это народ, который постоянно не в себе..." /Эрвин Роммель/
[User Picture]
From:lord_k
Date:Октябрь 27, 2007 05:15 pm

Re: Вспоминая классику

(Link)
Даже французы такого не допускали. У них и Strasbourg - всегда Batiment de Ligne, не говоря уж про более серьезные коробки и стремление иностранцев все французские корабли объявить "крейсерами"
[User Picture]
From:u_96
Date:Октябрь 27, 2007 05:18 pm

Re: Я понимаю, что подпись оригинальная, но...

(Link)
Подумаешь, перепутали крейсер с линкором... У нас вон в официозах израильский "Эйлат" до сих пор именуют то эсминцем, то крейсером, при этом также не забывая поминать, что данная посудина была построена то ли в Англии, то ли в США. И уж, конечно, она на момент потопления была "новейшей". ;D
[User Picture]
From:larado
Date:Октябрь 28, 2007 02:14 pm

Не сочтите за придирку, просто, если интересно...

(Link)
...сам итальянским не владею, но насколько я понял, термин nave di linea ("линейный корабль") хоть и имеет хождение, но не как официальный. В качестве последних встречаются nave da battaglia (аналог английского "battleship", т.е. боевой корабль) и corazzata (броненосец).

(Источник)

P.S. Разумеется, термины "nave da bataglia" и "battleship" нужно переводить на русский не дословно, а аналогом - "линейный корабль", так же как и "cacciatorpediniere" (досл. "охотник за торпедоносцами") с "destroyer"(досл. "разрушитель"), а как "эскадренный миноносец". Хотя, кого я, блин, учу... :)
[User Picture]
From:u_96
Date:Октябрь 28, 2007 02:42 pm

Re: Не сочтите за придирку, просто, если интересно...

(Link)
На подобных же открытках с "Литторио" - систершипом "Венето" тип корабля обозначен, как nave di linea. :)
[User Picture]
From:larado
Date:Октябрь 29, 2007 07:52 am

Заинтересованно

(Link)
... и много у вас открыток с "Литторио?" ;)
[User Picture]
From:u_96
Date:Октябрь 29, 2007 06:02 pm

Re: Заинтересованно

(Link)
Две.

> Go to Top
LiveJournal.com