?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Октябрь 24, 2007


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
09:59 pm - Теологическая зарядка для ума.
...Опять же, не надо расценивать сей пост, как попытку "умаления", "унижения" и "обмирщения" чьих-то религиозных чувств. Просто ознакомившись с разгоревшимися в моём журнале теологическо-богоборческими баталиями, я сразу вспомнил про одну стародавнюю философско-богословскую дилемму...


МОЖЕТ ЛИ ВСЕМОГУЩИЙ БОГ СОЗДАТЬ КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ САМ ЖЕ НЕ СМОЖЕТ ПОДНЯТЬ?

Если "да", то какой же он Всемогущий, если не сможет поднять камень?
А если "нет", то, опять же, какой же Бог Всемогущий, если сей камень не сможет создать?
---
С нетерпением жду ответов от ЖЖ-теологов, ЖЖ-богословов и прочих, пожелавших принять участие в обсуждении вышеозначенной дилеммы. Честное слово, очень интересно будет прочитать ваше личное мнение. Маленькая просьба - не надо ссылаться на "авторитетные" цитаты богословов Средневековья и Нового времени. Ибо с данными материалами знаком и достойного ответа на поставленный вопрос в них не нашёл. Впрочем, современные диспуты рождают и вовсе шедевральные трактовки:

"Уже стал общеизвестен вопрос, «может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять?». Его задают, чтобы доказать бессилие Бога, а стало быть и Его отсутствие, т.к. по определению Бог должен быть Всемогущим. Настало время поставить точку и закрыть этот вопрос!
Пора показать, что:
1) Ни религиозно фанатичное игнорирование этого вопроса
2) Ни пустое спекулирование куцей логикой материалиста
– не является истиной удовлетворяющей всех. Лишь Ведическая философия и теология способна удовлетворить разум и душу.
Для большей ясности последующих ответов пройдёмся по понятиям...
" (с)

"Господь Бог запросто создаст камень, который не сможет поднять. Но в следующее мгновение Его могущество расширяется, и Он также запросто поднимет этот камень." (с)

"Есть еще вариант ответа "не захочет". Но вопрос то не в том, хочет или не хочет, будет или не будет, а в том - может или не может. Подобных парадоксов можно придумать множество, в том числе и смешать все вместе:
"Может ли милосердный Бог захотеть уничтожить Землю, всех людей и их души тоже, и остаться при том милосердным?"
(с)

...Ну-с, а как вы сами ответите на вопрос "Может ли всемогущий Бог создать камень, который сам же не сможет поднять?"
Настроение: goodgood

(290 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


Страница 1 из 7
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>
[User Picture]
From:prof_moriarty
Date:Октябрь 24, 2007 06:33 pm

(зевая)

(Link)
А причем тут богословие то?
Я не догоняю.
Это старый парадокс, который старикан наш Бертран Рассел оформил в виде задачи о брадобрее.

В деревне жил цирюльник, который брил всех кто не брился сам. Кто брил его?

Или более формально:
Существует ли множество всех множеств...

Эххе хе...жисть моя грешная..
Так вот...После вопроса про множество всех множеств казалось бы теории множеств пришел пиндык...
И тогда придумали классы...

В общем учи математику камрад.
Богословие тут не при чем.
[User Picture]
From:u_96
Date:Октябрь 24, 2007 06:36 pm

Улыбаясь

(Link)
Мэтр, когда к математике примешивается вера, Рассел сосёт петушки. Так что давайте сядем в первом ряду с попкорном и посмотрим на битву духовных титанов. Ежели, конечно, таковая состоиться. :)
[User Picture]
From:babs71
Date:Октябрь 24, 2007 06:34 pm
(Link)
ИМХО, данный вопрос относится к той же серии, что и "парадокс парикмахера". И он не имеет никакого отношения к тому, есть бог или его нет, а показывает всего лишь границы нашей логики. ;-)
[User Picture]
From:u_96
Date:Октябрь 24, 2007 06:40 pm
(Link)
Это ты так считаешь. А вот я сегодня услышал от отца Виссариона совсем иную трактовку... Обязательно её озвучу, но сначала хочу посмотреть, что тут народ в комментах понапишет. Чтобы, так-сказать, была бы возможность наглядного сравнения точек зрения кого-то-там и священника РПЦ, ведущего уроки основ православной культуры.
[User Picture]
From:radutny
Date:Октябрь 24, 2007 06:37 pm
(Link)
Стандартный теологический ответ, насколько я помню, звучит так: мы бессильны разумом и человеческой логикой познать божественное, ибо оно принципиально непознаваемо и неподнимаемо.
[User Picture]
From:chip33
Date:Октябрь 25, 2007 12:14 am
(Link)
Значит они вечно говорят о том, чего не знают и не могут знать?
[User Picture]
From:murdalak
Date:Октябрь 24, 2007 06:39 pm
(Link)
Вопрос древний, как вы любите выражаться, как говно мамонта :) Софистов и любителей формального отношения к формальной логике мой ответ не устроит, но выглядел бы этот ответ примерно так.
Камень является творением, а творение не может быть выше, больше и могущественнее своего Творца (поскольку и сам замысел творения, и само бытие, сама материя созданы Богом и Ему принадлежат и в Него включены и Его не исчерпывают). Таким образом, Бог не может создать такой камень - не потому, что Его возможности ограничены неким пределом веса камня, а потому, что утверждение вида
A>B==B>A (где вместо двух равнушек надо подставить одну тройную, знак тождества в логике) является ложным.
[User Picture]
From:chip33
Date:Октябрь 25, 2007 12:59 am
(Link)
Иначе говоря, "всемогущество" его нельзя принимать как действительное всемогущество.
[User Picture]
From:greymage
Date:Октябрь 24, 2007 06:39 pm
(Link)
Может ли электрон быть волной и частицей одновременно? :-)

Вопрос про камень на самом деле является слишком примитивным. Хотя большая часть рассуждений о боге ведется именно на таком уровне, но такого парадокса недостаточно, чтобы определить степень могущества бога.
[User Picture]
From:chip33
Date:Октябрь 25, 2007 12:16 am
(Link)
Может ли электрон быть волной и частицей одновременно? :-)

А одновременно они и не бывает, ибо чтобы определить, что он "есть", надо измерить, одновременно измерить мы не можем.
[User Picture]
From:tiomkin
Date:Октябрь 24, 2007 06:39 pm
(Link)
Это частный случай известной головоломки "Что произойдет, если всесокрушающее пушечное ядро попадет в несокрушимый столб?"

"Под всесокрушающим пушечным ядром мы понимаем ядро, сметающее на своем пути все, что попадается, а под несокрушимым столбом - столб, который нельзя ни повалить, ни сломать. Что произойдет, если всесокрушающее пушечное ядро попадает в несокрушимый столб? "

Ответ - При заданных условиях задача логически противоречива: всесокрушающее пушечное ядро и несокрушимый столб не могут существовать одновременно. Если бы существовало всесокрушающее пушечное ядро, то оно по определению сшибало бы на своем пути любой столб. Следовательно, в этом случае не мог бы существовать несокрушимый столб. Наоборот, если бы существовал несокрушимый столб, то по определению его не могло бы сбить ни одно пушечное ядро. Следовательно, в этом случае не могло бы существовать всесокрушающее пушечное ядро. Таким образом, существование всесокрушающего пушечного ядра само по себе не приводит к логическому противоречию. Существование несокрушимого столба само по себе также вполне допустимо. Но утверждение о том, что всесокрушающее пушечное ядро и несокрушимый столб существуют одновременно, противоречиво.
По существу деле обстоит так, как если бы был задан вопрос: "Живут на свете два человека - Джон и Джек. Джон ростом выше Джека, а Джек выше Джона. Как, по-вашему, это может быть?"

Лучший ответ: "Вы либо лжете, либо ошибаетесь".
[User Picture]
From:u_96
Date:Октябрь 24, 2007 06:40 pm
(Link)
Браво. :)
[User Picture]
From:beth4ever
Date:Октябрь 24, 2007 06:41 pm
(Link)
К сожалению, у материастов тоже есть сущность, типа бога - бесконечная вселенная. Попытка представить ее себе меня напрягает примерно также как теоретический вопрос про камень :)
[User Picture]
From:prof_moriarty
Date:Октябрь 24, 2007 06:51 pm
(Link)
а шо с ней не так? не просветите?
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:chip33
Date:Октябрь 25, 2007 12:34 am

Re: :)))

(Link)
Падла не отвечает.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:zhizd
Date:Октябрь 24, 2007 06:43 pm
(Link)
Поскольку всемогущество Господа понятие бесконечное, то и процесс создания такого камня также станет бесконечным.
[User Picture]
From:dr_tibibo
Date:Октябрь 24, 2007 06:43 pm
(Link)
А вы принимаете тезис о бесконечности вселенной? Могу по этому поводу угостить подобного же сорта парадоксом. Дело тут не в теологии а в ограниченных возможностях бинарной логики .
[User Picture]
From:u_96
Date:Октябрь 24, 2007 06:45 pm
(Link)
>А вы принимаете тезис о бесконечности вселенной?

Лично я - нет. :)
[User Picture]
From:physchem
Date:Октябрь 24, 2007 06:52 pm
(Link)
Не вижу здесь никакого парадокса, а ответ - нет. :)
From:ex_alexeych
Date:Октябрь 24, 2007 08:07 pm
(Link)
От чего же? Нигде в условиях задачи не сказано что бог физически всемогущ всегда и в любой точке пространства. =) Тоесть потенциально может и создать и не создать, и поднять и не поднять. Выбор ограничений - это в какой-то степени и есть всемогущество.
[User Picture]
From:marat_ahtjamov
Date:Октябрь 24, 2007 06:52 pm
(Link)
Может . Но не сделает - нафиг ему подрывать свой авторитет?
[User Picture]
From:chip33
Date:Октябрь 25, 2007 12:34 am
(Link)
Пять баллов!
[User Picture]
From:astro_nom
Date:Октябрь 24, 2007 06:52 pm
(Link)
Ох хорошо быть спинозистом...Проблем сразу меньше...
[User Picture]
From:hoholusa
Date:Октябрь 24, 2007 06:57 pm

Согласен с классиком

(Link)
"Нет. Потому что он не станет этого делать". Желязны, "Остров Мёртвых".
[User Picture]
From:scif_yar
Date:Октябрь 25, 2007 07:50 am

опередили :))

(Link)
поддерживаю
[User Picture]
From:lonely_bigfoot
Date:Октябрь 24, 2007 06:58 pm
(Link)
может ли Бог убить себя?
[User Picture]
From:beth4ever
Date:Октябрь 24, 2007 07:01 pm
(Link)
Уже как-то пробовал, но воскрес.

> Go to Top
LiveJournal.com