u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:
  • Mood:

"Предельно непотопляемые". Ту би континед.

Потихоньку продолжаю пополнять свою коллекцию врытых в землю кораблей.
Вот, к примеру, стыренный у ffix1975 не совсем корабль, но очень даже гламурное кораблеподобное сооружение - выстроенный янками осенью 1944-го полноразмерный макет-цель для отработки бомбометания.


Не верьте подписи под фоткой - "battleship". Макет имитирует вовсе не линкор, а японский тяжёлый крейсер типа "Такао", в чём убеждаемся путём тупого сравнения макета с силуэтом крейсера...



А вот - "дары краснодарского края": подводная лодка в степях Украины Краснодара.
Малая торпедная подлодка М-261 уникального проекта А615, "окопавшаяся" в городском парке 40-я Победы.


Почему проект А615 уникальный? Потому как лодки этого проекта... А, впрочем, обо всём по порядку.

Сколько существуют подводные лодки, столько же их создатели решают проблему увеличения времени их пребывания под водой без связи с атмосферным воздухом. Сейчас этот трабл во многом решён благодаря внедрению атомных реакторов. Но и до эры атомарин проблему пытались решить.

К примеру, в России еще в 1912 г. мичманом Никольским была предложена схема работы двигателя внутреннего сгорания по замкнутому циклу с обеспечением кислородного питания. Возможность осуществления этой схемы была подтвержена тогда же на стенде Балтийского завода. Практические работы по созданию подводных лодок с дизелем, работающим по замкнутому циклу, были развернуты в России в 30-е годы. 1 июля 1941 г. на воду была спущена экспериментальная подводная лодка М-401, испытания которой продолжались до конца Второй мировой. По их результатам была спроектирована, построена и спущена на воду 31 августа 1950 г. подводная лодка проекта 615. Позже появилась серия лодок того же проекта, но с увеличенной автономностью. Новые подлодки обозначались, как проект А615 (буквенная приставка означала слово "автономность"). А615-е строились на российских верфях с 1953 по 1957 гг. Новинку отечественного подводного шипбилдинга за рубежом именовали по НАТОвской кодировке лодками типа QUEBEC.


Итак, отечественный флот уже в 50-х гг. начал широкую эксплуатацию подводных лодок с дизелем, работающим по замкнутому циклу. По своим тактико-техническим характеристикам подводная лодка проекта А615 намного опережала свое время*. Однако эксплуатация этих кораблей на флоте принесла немалые проблемы. В отсеках нередко возникали пожары и взрывы, приводившие к ранениям, ожогам и отравлениям экипажа, а иногда к гибели людей и подводной лодки. Так в 1956 г. тяжелая авария произошла на М-259, когда в результате взрыва в машинной выгородке дизеля "32 Д" (при его работе по замкнутому циклу) погибли 4 человека и 6 получили ранения, ожоги и отравления. В следующем 1957 г. в результате возникшего в подводном положении пожара в выгородке дизеля "32 Д" погибла вблизи Таллинна М-256 практически со всем экипажем...

Приобретенный такой дорогой ценой опыт показал: положительные результаты, полученные на экспериментальном подводном корабле под усиленным наблюдением разработчиков оборудования, практически не могут быть стабильно достигнуты при эксплуатации линейных подводных лодок. Поэтому из-за недостаточной безопасности эксплуатации в первой половине 70-х гг. все подводные лодки пр. А615, получившие нелестное прозвище "зажигалки", были выведены из состава ВМФ СССР и утилизированы.


Одной из "зажигалок" первоначально повезло - согласно указу указу от 16.09.80 г. М-261 (Заводской номер 1070, была построена заводом Судомех (Ленинград). Заложена 23.02.54г., спущена на воду 21.05.55г., сдана 31.07.56г.) была переоборудована в музей. В апреле 1981 г. лодка подошла к Темрюку и была отбуксирована по реке Кубань в Краснодар, куда прибыла 21 Мая 1981 г. Дальше лодку отпинали к музею "Оружие Победы" во время разлива реки Кубань летом 1982 г. А вот потом М-261 везти перестало...


Первоначально по лодке проводились экскурсии, но потом грянул распад СССР и в этом водовороте событий лодку просто забросили. Искусственный водоём, в котором изначально стояла М-261 быстро деградировал в болото, а потом высохло и оно... В результате корпус лодки накрепко "сел" в грунт и деформировал. В левом борту появились трещины, которые местными любопытствующими гражданами и охотниками на цветмет быстро были расширены до полноразмерных проломов. Не знаю, как сейчас, а пару лет тому назад М-261 была загажена изнутри под самый подволок ЦП... :(


...Если кто из читающих меня краснодарцев сможет уточнить нынешнее состояние М-261 - буду благодарен.

Помимо Краснодара, "зажигалки"-памятники имеются ещё в двух местах: М-296 в Одессе и М-361 в г. Пушкин.
---
* Сейчас в направлении использования концепции единого неядерного двигателя для подлодок дальше всех теоретически убежали немцы с их "анаэробными" лодками 212-го проекта. Практически же это дойчевское ноу-хау до сих пор вызывает кучу нареканий у пользователей...
Tags: предельно непотопляемые
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments