u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Categories:

Quo vadis, российский флот? Часть 2.

В целом, по мнению автора, затея со строительством ПЛАРБ пр. 955 в нынешних экономических условиях - явная авантюра. ВМФ вряд ли получит новую лодку с новым ракетным комплексом в обозримом будущем, не говоря уже о серии, а потраченные средства могли бы быть с гораздо большим успехом направлены на поддержание в боевом строю, ремонт и модернизацию ПЛАРБ пр. 941 и 667БДРМ, доводку ракетных комплексов "Барк" и "Синева", а также повышение боеготовности и коэффициента оперативного напряжения существующей группировки МСЯС. К вопросу строительства же ПЛАРБ нового поколения вполне можно было обратиться и после 2010 года. Уместно отметить, что в США замена ПЛАРБ типа Ohio не планируется до 2020 года, при том что сроки ввода в строй большинства ПЛАРБ этого типа примерно соответствуют аналогичным срокам наших лодок пр. 941 и 667БДРМ. Пока же по самому благоприятному сценарию в составе ВМФ России к 2015 году, вероятнее всего, будет насчитываться максимум 5-6 ПЛАРБ пр. 667БДРМ и одна-две ПЛАРБ пр. 955.

Подводные силы

Некогда самые многочисленные в мире подводные силы подверглись в 90-е годы самым серьезным сокращениям. В настоящее время ВМФ России по количеству атомных подводных лодок уже уступает ВМС США и имеет тенденцию к дальнейшему упадку.

Особенностью ВМФ СССР и России являлось наличие в их составе специализированных ПЛАРК, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами и являвшихся основой так называемых "противоавианосных сил". К сегодняшнему дню класс ПЛАРК представлен подводными крейсерами пр. 949А ("Антей"). Это мощные крупные подводные корабли, уступающие по водоизмещению только ПЛАРБ пр. 941 и вооруженные каждый 24 сверхзвуковыми КР 3М45 комплекса П-700 "Гранит"38. В условиях обвального сокращения надводных сил и морской ракетоносной авиации и общей слабой оснащенности отечественного флота ПКР ПЛАРК пр. 949А остаются фактически единственной силой ВМФ России, сохраняющей значительный противокорабельный потенциал и способной угрожать американским авианосным соединениям. Однако в условиях, когда приоритет в финансировании отдан МСЯС, ВМФ оказался явно неспособным в должной мере содержать почти столь же дорогие подводные "противоавианосные силы". Еще в 1996 году из-за отсутствия средств на средний ремонт были списаны две ПЛАРК "чистого" пр. 949 (Гранит) - "Архангельск" и "Мурманск"39. Хотя с 1982 и до конца 1991 года на СМП успели заложить 17 лодок пр.949А40, из них до распада СССР было введено в строй шесть единиц, а после - достроено еще пять, находившихся к тому времени относительно в высокой степени готовности и обеспеченных уже во многом произведенными поставками смежников41. ПЛАРК этого проекта "Курск" погибла в результате известной катастрофы в Баренцевом море 12 августа 2000 года, а однотипные лодки "Краснодар" и "Красноярск" к настоящему времени поставлены на прикол вследствие отсутствия финансирования необходимого среднего ремонта42, также небоеготовой является и лодка "Вилючинск" (бывшая "Касатка")43. Лодка "Иркутск" находится на ремонте на дальневосточном заводе "Звезда"44. К настоящему времени реально в строю из лодок пр. 949А на СФ являются "Смоленск", "Воронеж" и "Орел"45, причем у всех подходят к концу межремонтные сроки, а на ТОФ - "Челябинск", "Томск" и "Омск"46, однако фактически одномоментно на каждом из флотов из-за нехватки запчастей, аккумуляторов, необходимости ремонтов и прочего полноценно боеспособными являются только одна-две ПЛАРК этого типа47.

Неудивительно, что при таких обстоятельствах дальнейшее строительство ПЛАРК типа "Антей" в России практически заморожено, что связано, впрочем, не только с нехваткой средств, но и с явным устареванием проекта, а также, судя по всему, с колебаниями руководства ВМФ по поводу возможности его полноценного боевого применения в современных условиях. Постройка находящейся в 70%-ной готовности на СМП лодки "Белгород", строившейся по модифицированному пр. 949АМ48, которая должна была получить на вооружение модернизированный ракетный комплекс "Гранит-2" (в дальнейшем им планировалось вооружить и ранее построенные корабли пр. 949А), была официально прекращена в начале 2003 года49. Строительство находящейся в невысокой степени готовности лодки "Волгоград" было остановлено еще в начале 1998 года50 и ее название передано ремонтирующейся лодке пр. 671РТМ, а подлодка "Барнаул" и еще три "безымянных" корпуса существуют, по всей видимости, фактически только в виде отдельных секций и заделов51.

Наиболее современным типом российских ПЛА являются лодки семейства пр. 971 ("Щука-Б"), объединяющего ряд постоянно совершенствующихся модификаций проекта. Строительство ПЛА пр. 971 велось на СМП и Амурском судостроительном заводе, где с 1983 и по конец 1991 года было заложено, соответственно, 12 и 13 единиц52. Всего к настоящему времени в Северодвинске была завершена постройка семи лодок, последняя из которых, "Гепард", переданная флоту в конце 2001 года, представляет собой серьезную модернизацию проекта с внедрением комплекса активного снижения шумов и измененными обводами корпуса (ранее этот же комплекс мероприятий по модернизации, но с сохранением старых обводов корпуса был внедрен на предыдущей севмашевской лодке "Вепрь" сдачи 1996 года)53. В Комсомольске-на-Амуре построено также семь ПЛА, из которых последняя, "Дракон", была сдана еще в 1995 году (в 1999 году переименована в "Самару")54. Фактически со второй половины 90-х годов дальнейшее строительство серии застопорилось из-за нехватки средств и разрыва экономических связей с субподрядчиками. До сих пор неясна судьба находящихся на СМП следующих за "Гепардом" заказов - ПЛА "Кугуар" и "Рысь", для которых уже несколько лет как сформированы экипажи55. Хотя заявлялось, что "Гепард" станет последним достроенным кораблем пр. 97156, возможность достройки еще одного-двух кораблей этого типа не исключена. Более сложным является положение на Амурском судостроительном заводе. Еще в 1993 году было принято решение вообще прекратить в перспективе атомное подводное кораблестроение на Дальнем Востоке, в связи с чем были утилизированы заделы по корпусам для трех начатых ПЛА пр. 971, а корпус заказа со строительным номером С-520, который, как предполагалось, должен был стать головной дальневосточной модернизированной лодкой по типу "Гепарда", был разобран на стапеле в 25%-ной готовности57. Заказы С-518 и С-519 было решено доделать, однако обе эти лодки из-за отсутствия финансирования и по сей день находятся на стапелях в готовности соответственно около 86,5% и 60 % (первая носит название "Нерпа" и имеет загруженный еще в 1998 году реактор58), и перспективы их достройки для ВМФ России являются крайне неопределенными. В то же время известно о ведущихся с 2001 года переговорах о возможности достройки ПЛА "Кугуар" и "Нерпа" для индийских ВМС59.

Ввиду хронического недофинансирования флота техническое состояние находящихся в строю лодок пр. 971 неудовлетворительное. На ТОФ из семи ПЛА этого проекта боеспособными реально являются только две - "Самара" и "Кузбасс" (бывший "Морж"). Головной корабль всей серии "Акула" с 1994 года находится в безвылазном ремонте на "Звезде". Лодки "Барнаул" (до 2002 года - "Дельфин"), "Кашалот", "Братск" (бывший "Кит") и "Магадан" (бывший "Нарвал") также находятся либо в ремонте, либо в отстое. Сообщается, что из-за технических и финансовых проблем "новые лодки третьего поколения с трудом поддерживают свою техническую готовность"60. Несколько лучше обстоят дела на СФ, где в строю находятся новые "Гепард" и "Вепрь", а также "Леопард" и прошедший на СМП в 1997-2002 годах ремонт "Тигр"61. В ремонте на СМП находятся "Пантера" и "Волк", а подлодка "Ак-Барс" (бывший "Барс"), судя по всему, выведена в резерв.

Вследствие нехватки средств печально складывается и судьба другой серии отечественных многоцелевых ПЛА третьего поколения - пр. 945 с титановым корпусом. Еще в 1993 году на "Красном Сормове" была прекращена постройка в 30% готовности и разделана в цехе лодка модифицированного пр. 945Б ("Марс") К-53662. Из двух построенных лодок "чистого" пр. 945 ("Барракуда") головная "Карп" списана в 1998 году из-за невыделения финансирования на средний ремонт, а "Кострома" (бывшая "Краб") последние годы была небоготова и в настоящее время находится в ремонте на СРЗ "Нерпа" с неясными перспективами его завершения63. Также на "Нерпе" находится лодка пр. 945А ("Кондор") "Нижний Новгород" (бывшая "Зубатка"), причем некоторое время обсуждался вопрос о ее списании, но в 2002 году было решено все-таки профинансировать ее ремонт64. Таким образом, единственным действующим кораблем проекта является "Псков" (бывший "Окунь").

Основным типом перспективной ПЛА ВМФ России является разработанный СПМБМ "Малахит" пр. 855 ("Ясень"). Изначально для ВМФ СССР велось создание трех "специализированных" лодок четвертого поколения - ПЛАРК в ЦКБ "Рубин" (предположительно пр. 881 с ПКР "Болид")65, противолодочной ПЛА в ЦКБ "Лазурит" и многоцелевой ПЛА в СПМБМ "Малахит" (пр. 885), однако в конце 80-х годов было принято решение о строительстве одного единого типа многоцелевой ПЛА пр. 885, "которую уже после окончания технического проекта пришлось оснастить боевыми средствами для решения расширившегося круга задач"66. ПЛА пр. 885 имеет ряд принципиальных для отечественного атомного подводного кораблестроения новшеств - смешанную одно-двухкорпусную конструкцию, оснащение перспективным гидроакустическим комплексом "Иртыш" с носовой сферической антенной ГАС "Амфора", бортовое размещение торпедных аппаратов (ТА) в средней части корабля под углом к диаметральной плоскости, использование ядерной энергетической установки четвертого поколения, выполненной по моноблочной схеме, оснащение водометным движителем67. Наряду с ТА корабль оснащается восемью трехзарядными вертикальными универсальными пусковыми установками СМ-315, из которых производится пуск ПКР 3М55 "Оникс", а также стратегических КР 3М10 "Гранат" и неядерных КР 3М14 "Калибр"68. Предполагается, что лодка пр. 885 будет обладать высоким уровнем акустической скрытности, сопоставимым с таковым уровнем американских ПЛА четвертого поколения. Головная лодка нового проекта "Северодвинск" была заложена на СМП еще 21 декабря 1993 года, но ее строительство вылилось с долгострой, и завершение возможно скорее всего не ранее 2005 года. Второй начатый корпус, видимо, находится в невысокой степени готовности69. Перспективы дальнейшего строительства серии в этих условиях выглядят совершенно неясными.

Флот дизель-электрических подводных лодок представлен в настоящее время в РФ практическим одним типом - 24 ПЛ пр. 877 нескольких модификаций, из которых боеспособными, по оценке автора, являются не более 10-12. Сильнейшим фактором подрыва боеготовности флота ДЭПЛ является в настоящее время острейшая нехватка аккумуляторных батарей, на закупку которых в необходимых количествах у ВМФ попросту нет средств. Массовое списание в 80-90-е годы старых дизельных ПЛ пр. 611, 613, 633 и 641 без адекватной замены привело к практически полной ликвидации подводных сил отечественного ВМФ на Балтийском и Черном морях. В настоящее время на БФ осталось две ПЛ, а на ЧФ - одна, причем используются они главным образом для подготовки противолодочных сил70.

С декабря 1997 года на "Адмиралтейских верфях" ведется строительство неатомной подводной лодки нового поколения "Санкт-Петербург" пр. 677 ("Лада"), созданной ЦКБ "Рубин", одновременно еще одна лодка строится там же в качестве прототипа экспортной модификации пр. 677Э ("Амур"). По неоднократным заявлениям намечается передать "Санкт-Петербург" на испытания в 2003 году71, а самому строительству по известным обстоятельствам придано политическое значение. Все это заставляет проявлять некоторый оптимизм по поводу судьбы головного корабля, однако данных о планах серийного строительства ПЛ этого проекта нет. Следует отметить, что изначально ПЛ пр. 677 разрабатывалась также в варианте с использованием на ней в качестве главного двигателя анаэробной энергетической установки "Кристалл-27" на основе использования электрохимического генератора72. Однако внедрение этой технологии в нынешних экономических условиях, в которых находится ВМФ РФ, представляется достаточно маловероятным ввиду высокой стоимости эксплуатации ПЛ с ЭУ такого типа.

Надводный флот

Сокращение надводных сил ВМФ в 90-е годы носило обвальный характер. Фактически оно продолжается и по настоящее время - так, в начале 2003 года главкомом Куроедовым было объявлено о предстоящем списании еще примерно 20% кораблей и судов, числящихся в составе флота73. Однозначный приоритет поддержанию МСЯС при общем скудном его финансировании на практике ведет к "иссушению" сил обычного назначения, в первую очередь надводных. Если на Северном и в меньшей степени на Тихоокеанском флотах финансирование надводных сил еще ведется в объемах, призванных поддержать минимальное значение этих сил для поддержания боевой устойчивости ПЛАРБ в своих прибрежных районах, то на Балтике и Черном море флоты за последние годы "скукожились" буквально до размеров флотилий и утратили в значительной мере боевое значение, будучи способны выполнять только самые ограниченные боевые задачи.

Распад СССР поставил точку в развитии советской авианосной программы. Находившийся на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве в постройке в 20% готовности к осени 1991 года первый советский атомный авианосец "Ульяновск" пр. 11437 был разделан украинскими властями на металл, а находящийся на плаву в 67% готовности тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) "Варяг" пр. 11436 был в 2000 году продан в Китай. Три первых советских тяжелых авианесущих крейсера "Киев", "Минск" (пр. 1143) и "Новороссийск" (пр. 11433) были исключены из списков флота в 1993 году и затем проданы при скандальных обстоятельствах за границу. Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" (бывший "Баку"), формально до сих пор числящийся в составе ВМФ России, с 1999 года находится на СМП в ожидании продажи Индии и переоборудования. В настоящее время с него уже демонтировано все вооружение74.

Таким образом, единственным оставшимся в российском флоте авианесущим кораблем стал первый и последний построенный советский ТАКР с трамплинным стартом и горизонтальной посадкой самолетов "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" пр. 11435. Этот корабль, безусловно, имеет большое значение для отечественного ВМФ как по престижным, так и по практическим соображениям, являясь школой палубной авиации и позволяя накопить бесценный опыт, который может быть использован в будущем. В силу этого командование флота уделяет огромное внимание сохранению этого корабля в строю, что дается с немалым трудом, поскольку все сроки до среднего ремонта ТАКРа, впервые вышедшего в море на испытания еще осенью 1989 года, к настоящему времени истекли. Износ механизмов, отсутствие нормальной береговой инфраструктуры (заставившее прибегнуть к экзотическому способу постоянного базирования авианосца на судоремонтном заводе "Севморпуть"), невысокая надежность капризных высоконапорных главных котлов, нехватка квалифицированного личного состава привели к тому, что к концу 90-х годов состояние "Кузнецова" стало из рук вон плохим, а неудовлетворительное состояние машинно-котельной установки не позволяло кораблю длительно развивать ход более 16-18 узлов75. Руководство ВМФ вплоть до настоящего времени не хотело ставить корабль в полноценный средний ремонт, справедливо опасаясь, что "Кузнецов" при нынешнем уровне финансирования никогда из него не выйдет. Поэтому с 2001 года крейсер проходит текущий плановый заводской ремонт на "Севморпути", имеющий целью путем ограниченных затрат "подтянуть" уровень машинно-котельной установки корабля. Выход корабля на послеремонтные испытания запланирован на 1 августа 2003 года76.

Тем не менее, несмотря на все трудности, довольно активно по нынешним временам производится подготовка авиакрыла авианосца, представляющего собой 57-ю смешанную корабельную авиадивизию, основой которой является 279-й корабельный истребительный авиаполк (КИАП)77. Палубные истребители Су-33 (Су-27К) были едва ли не единственным типом боевых самолетов, серийно производившихся в России в 90-е годы. К настоящему времени помимо девяти прототипов построены 12 предсерийных самолетов (сданы в 1991-1992 годах), 24 серийных самолета первой серии (1993-1999 годы) и несколько машин второй серии78. Хотя два опытных и три серийных самолета к 2003 году потеряны, в целом число уже выпущенных самолетов достаточно для укомплектования 279-го КИАП. Для подготовки личного состава полетам с палубы используются шесть оставшихся в России из 12 выпущенных учебно-тренировочных самолетов Су-25УТГ на регулярно арендуемом у Украины наземном комплексе НИТКА в Саках. Штатный состав авиагруппы "Кузнецова" составляет от 20 до 24 истребителей Су-33 и 18 вертолетов Ка-27 и Ка-31.

В целях повышения боевого потенциала палубной авиации ведутся работы по планам модернизации истребителя Су-33 с целью оснащения его новой многофункциональной РЛС и управляемым оружием класса "воздух - поверхность", включая ПКР, что придаст авиагруппе "Кузнецова" также и ударные возможности. Важным событием стало начало летных испытаний в 1999 году перспективного многофункционального двухместного палубного истребителя Су-33УБ (Су-27КУБ), который, как ожидается, в будущем может составить основу парка палубной авиации ВМФ России, в том числе и для возможных к постройке авианосцев79.

Хотя необходимость строительства авианосцев для ВМФ России неоднократно декларировалась руководящим составом флота80 и прямо прописана в "Основах политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности до 2010 года", тем не менее совершенно ясно, что в настоящее время эти планы нереализуемы. Однако, насколько можно судить, определенные проектные проработки по полноценным авианесущим кораблям в виде задела на будущее в России ведутся81.

Класс ракетных крейсеров является, по существу, отмирающим в отечественном флоте, что связано не только с финансовыми трудностями, но и с общемировой тенденцией превращения многоцелевого эскадренного миноносца в основной корабль океанской зоны. Это особенно ярко видно в отношении огромных дорогостоящих тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРКР) пр. 1144, тактическое назначение которых не вполне ясно, а боевая устойчивость без прикрытия с воздуха палубной авиацией явно недостаточна. Хотя достроенный с большим трудом "Петр Великий" и объявлен "флагманом Российского флота", ВМФ явно не способен содержать одновременно в строю еще три корабля этого типа. Головной ТАРКР "Адмирал Ушаков" (бывший "Киров") с 1990 года находится в отстое из-за необходимости замены аварийной ЯЭУ и, вероятнее всего, будет списан из-за отсутствия средств для этого82. Тихоокеанский крейсер "Адмирал Лазарев" (бывший "Фрунзе") в настоящее время законсервирован в бухте Стрелок, шансов на его возвращение в строй, видимо, нет83. Некоторые подвижки имеются только в работах по среднему ремонту на СМП третьего корабля серии "Адмирал Нахимов" (бывший "Калинин"), на котором в начале февраля 2003 года были наконец начаты мероприятия по перезарядке активных зон реакторов, хотя, как ожидается, весь ремонт продлится не менее трех лет84.

В составе российского ВМФ сохраняются три газотурбинных ракетных крейсера пр. 1164, причем головной "Москва" (бывший "Слава") и "Маршал Устинов" прошли средние ремонты в 90-е годы, что делает их относительно активными кораблями. Тихоокеанский "Варяг" (бывший "Червона Украина") к настоящему времени исчерпал межремонтные сроки до среднего ремонта, хотя в 2002 году и прошел текущий ремонт на Дальзаводе85. Четвертый корабль серии "Адмирал флота Лобов", строившийся в Николаеве по модифированному проекту, еще в 1993 году был в 85% готовности передан в собственность Украины и впоследствии переименован в "Украину". Украина так и не смогла достроить корабль своими силами, не говоря уже о явной ненужности такой крупной единицы для ее ВМС. Последние несколько лет украинские власти пытались продать все еще не доделанный крейсер обратно России, что, однако, похоже, не вызвало особого интереса у руководства российского ВМФ вследствие явного устаревания проекта86. Вообще, складывается впечатление, что крейсера пр. 1164 рассматриваются сейчас во многом как парадно-ритуальные корабли, чем и вызвано, к примеру, пребывание "Москвы" на ЧФ.

Весьма плачевное положение складывается с эскортными боевыми кораблями. Эскадренные миноносцы пр. 956 (типа "Современный") пали жертвой своих ненадежных высоконапорных котлов и неудовлетворительного технического обслуживания, в результате чего из 17 построенных с 1980 по 1994 год кораблей шесть к настоящему времени исключены из списков флота, а из оставшихся 11 полноценно боеспособными кораблями являются, видимо, только балтийские "Беспокойный" и "Настойчивый"87. Кроме того, в 2003 году возможен ввод в боевой состав СФ после ремонта на "Звездочке" эсминца "Бесстрашный"88. Эсминцы СФ "Расторопный" и "Безупречный" находятся в перманентном ремонте на "Северной верфи" в Петербурге. Из остальных североморских кораблей "Гремящий" находится в резерве и только "Безудержный" номинально пребывает в строю, хотя и в неудовлетворительном техническом состоянии. На ТОФ в "ограниченно годном" виде пребывают "Быстрый", "Бурный", "Безбоязненный" и "Боевой"89. Два эсминца пр. 956, строившихся на "Северной верфи", были, как известно, достроены по заказу КНР.

Более благополучная судьба у больших противолодочных кораблей пр. 1155 (типа "Удалой"), из которых к настоящему времени списано только три, еще один "Вице-адмирал Кулаков" находится в "вечном" ремонте (ранее на Кронштадском морском заводе Минобороны России (КМОЛЗ), а с 2000 года - на "Северной Верфи"), но остальные восемь находятся в относительно боеспособном состоянии. Ряд кораблей прошли средние ремонты - на СФ "Североморск" и "Адмирал Левченко", а на ТОФ все четыре. В апреле 2003 года тихоокеанские "Адмирал Виноградов" и "Адмирал Пантелеев" отправились на боевую службу в Индийский океан90. В то же время известно, что боеготовность этих кораблей до сих пор поддерживалась во многом за счет возможности производить замену газотурбинных агрегатов ГЭУ из имеющегося запаса, в то время как закупка новых турбин, выпускаемых на Украине николаевским НПО "Зоря", более не производится91. Следует отметить и явное устаревание кораблей пр. 1155 по многим системам. На ЧФ продолжают числиться старые БПК пр. 1134Б "Керчь" и "Очаков". Хотя первый из них прошел недавно текущий ремонт, а "Очаков" должен быть вновь введен в строй после 15-летнего среднего ремонта, полная устарелость и значительная изношенность этих кораблей делает их боевую ценность эфемерной92.

Радиоэлектронное и огневое вооружение БПК "чистого" пр. 1155 тоже в настоящее время является в значительной мере устаревшим. Эти средства были обновлены в модернизированном проекте 11551, но вследствие развала СССР и общего кризиса с большим трудом был достроен к 1999 году только единственный корабль этого типа "Адмирал Чабаненко", вошедший в состав СФ. Второй корпус был разрезан на "Янтаре" в 1993 году93.

Дальнейшее развитие надводных боевых кораблей 1-го ранга в отечественном ВМФ связано с попытками создания многоцелевого эскадренного миноносца, оснащенного многофункциональной единой системой управления оружием, "унифицированными пусковыми установками для применения практически всех видов ракетного оружия и новой зенитно-ракетной системой, обеспечивающей поражение воздушных целей во всем диапазоне высот на расстоянии до нескольких десятков километров от корабля"94. Фактически речь идет о корабле, подобном американским, оснащенным системой оружия AEGIS. К настоящему времени известно два варианта проекта этого корабля - 1 ЦНИИ МО (внешне подобного американским эсминцам типа Arleigh Burke серии Flight IIA) и Северного ПКБ95. Можно предположить, что строительство таких эсминцев для российского флота дело в лучшем случае отдаленного будущего.

Из некогда многочисленного флота из 32 сторожевых кораблей пр. 1135 к настоящему времени в составе ВМФ остались лишь восемь единиц - "Задорный", "Легкий" (СФ), "Пылкий", "Неукротимый" (БФ), "Ладный", "Пытливый" (ЧФ), "Летучий" и "Ревностный" (ТОФ)96, причем, как можно ожидать, и их списание не за горами. На ЧФ в качестве своего рода музейного экспоната сохранился СКР "Сметливый" - бывший БПК пр. 61 постройки 1969 года, прошедший в первой половине 90-х годов модернизацию в опытовый корабль по пр. 01090. В 80-е годы развитие класса СКР связывалось в отечественном флоте с массовым строительством сторожевых кораблей нового пр. 11540, однако этот проект Зеленодольского ПКБ оказался не слишком удачным в плане мореходных качеств и внутреннего расположения, а за годы затянувшейся разработки в немалой степени устарел. В результате строительство было фактически ограничено первым кораблем серии "Неустрашимый", вышедшим на испытания еще в конце 1990 года97. После этого ВМФ, похоже, потерял интерес к этим кораблям, в результате строительство второго однотипного СКР "Ярослав Мудрый" (бывший "Неприступный") вылилось в рекордный долгострой, сооружающийся на ССЗ "Янтарь" уже 15 лет, причем в настоящее время готовность корабля составляет только 77%. Начиная с 2002 года, впрочем, строительство корабля для ВМФ активизировалось, и по "Программе вооружений до 2010 года" многострадальный корабль планируется сдать в 2004 году98. Третий корпус - "Туман" был прекращен строительством в 30% готовности еще в 1996 году, а в 1998 спущен на воду с целью освобождения стапеля и законсервирован99.

Ввиду устаревания пр. 11540 в 80-е годы в ЦМКБ "Алмаз" создавался перспективный СКР нового поколения пр. 12440 ("Гром"). После распада СССР проект был откорректирован с целью использования исключительно российских комплектующих и получил обозначение пр. 12441. Головной корабль этого проекта "Новик" был заложен на "Янтаре" 27 июля 1997 года. Пр. 12441 стал первым отечественным кораблем, спроектированным с применением технологии Stealth и должен был быть оснащен примерно 30 новыми системами вооружения и техники, включая ПКР "Оникс" и ЗРК "Полимент" в ВПУ100. Однако именно это наряду со скудным финанированием и сыграло негативную роль в судьбе корабля - из-за "чрезмерной сложности и технической рискованности" проекта его строительство несколько раз приостанавливалось, затем снова принимались решения о возобновлении. Общая готовность "Новика" не продвинулась далее 20%. В настоящее время корабль вновь решено достраивать, однако "средств на этот стратегический объект недостаточно"101.

Судя по всему, осознание проблематичности постройки не только серии пр. 12441, но и головного корабля подвигло ВМФ на решение начать строительство более простого и дешевого типа кораблей, получивших название корветов (официально - многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны). Оперативно проведенный конкурс выиграло ЦМКБ "Алмаз", предложившее пр. 20380. Первый корабль нового типа "Стерегущий" был заложен на "Северной верфи" 21 декабря 2001 года с планируемым сроком сдачи в 2005 году102. Всего согласно "Программе вооружения до 2010 года" планируется в этот период ввести в строй четыре таких корвета, а общие планы строительства серии простираются от 10 до 20 единиц103. В полном соответствии с тенденциями к удешевлению пр. 20380 оснащен чисто дизельной ЭУ, имеет умеренную скорость хода, а также вооружен уже освоенными системами, такими как ПКРК "Уран", при наличии откровенно слабой ПВО. По заявлениям официальных лиц, планируется, что следующие за "Стерегущим" корабли серии получат новые противокорабельный и зенитный ракетный комплексы, в том числе и в УВПУ104. Тем не менее очевидно, что, несмотря на усиленную рекламу "корвета XXI века", в своем современном виде он, если не считать использования элементов технологии Stealth, представляет собой скорее заурядный европейский фрегат 80-х годов. Для корабля же, призванного действовать на закрытых театрах, пр. 20380 откровенно переразмерен и имеет явно недостаточный ударный потенциал при излишне развитых компонентах ПЛО.

Наконец, в 2002 году был достроен и введен в строй Каспийской флотилии сторожевой корабль "Татарстан" пр. 11661 ("Гепард") - головной из четырех заложенных изначально на экспорт еще в начале 90-х годов на Зеленодольском ССЗ кораблей. За прошедшие годы на эти СКР так и не нашлось покупателя вследствие очевидной малоценности и устарелости проекта, и спущенный на воду головной сторожевик ржавел у достроечной стенки с 1993 года. Целесообразно напомнить, что еще в конце 80-х годов ВМФ СССР отказался даже от изначально более продвинутого варианта этого корабля - пр. 11660, предлагавшегося для замены МПК пр. 1124105. В этих условиях ввод в состав флота "Татарстана" не может не вызвать удивления, не говоря уже о том, что совершенно не ясно, зачем специализированный противолодочный корабль нужен на Каспии. Более того, объявлено о предстоящей достройке и второго корпуса, получившего название "Дагестан"106. Судя по всему, руководство флота отнюдь не смущает абсурдная ситуация, когда в условиях острейшей нехватки средств в России одновременно ведется строительство четырех типов сторожевых кораблей по четырем различным проектам, причем ни один из них в полной мере не удовлетворяет ни современному техническому уровню, ни оперативным потребностям флота.

Следует отметить, что еще 10 лет назад тогдашним командованием ВМФ излагался куда более продуманный взгляд на облик перспективного СКР, когда заявлялось, что "приоритетным кораблем морской зоны становится малый сторожевой корабль, оснащенный противокорабельным и противолодочным оружием тех же типов, что и эскадренный миноносец, с несколько меньшим суммарным боекомплектом"107. В этом же русле находились и конкретные предложения 1 ЦНИИ, опубликованные в известной книге "Военно-морской флот СССР 1945-1991 годов"108.

Тем не менее еще в 2001 году было объявлено о планах проведения конкурса для ВМФ России на еще один проект фрегата. Сообщается, что конкурс будет объявлен на постройку лишь головного корабля серии фрегатов. "Исходя из возможности финансирования, результатов испытаний корабля, который будет заложен также в 2004 году, его стоимости и сроков постройки командование ВМФ будет принимать решение о размещении контракта на строительство других кораблей серии"109.

Из 68 построенных в советское время малых противолодочных кораблей пр. 1124 различных модификаций к настоящему времени в строю осталось не более двух десятков пр. 1124М110, причем одной из главных причин их массового списания было отсутствие возможности замены форсажных газовых турбин их ГЭУ. Более "живучими" в этих условиях оказались 12 чисто дизельных балтийских МПК пр. 1331М постройки ГДР, прошедших средние ремонты на немецких верфях в 90-е годы. Из 38 малых ракетных кораблей всех модификаций пр. 1234 в боевом составе сохраняется лишь половина, преимущественно пр. 12341. В то же время серьезной проблемой для остающихся кораблей этого проекта является массовое истечение сроков хранения составляющих их главное вооружение твердотопливных ПКР 4К85 комплекса П-120 "Малахит". Наиболее новыми ударными кораблями ближней морской зоны являются вооруженные ПКРК "Москит" два черноморских скеговых ракетных корабля пр. 1239 "Бора" и "Самум", специально для которых был введен класс "ракетных кораблей на воздушной подушке 2-го ранга"111. Однако высокая стоимость этих оригинальных кораблей при наличии конструктивных дефектов делает их серийное строительство нецелесообразным.

"Иссушение" надводных сил флотов заметно проявляется и в резком сокращении количества ракетных катеров в ВМФ России. Фактически массовый вывод в 80-90-е годы боевых катеров старых типов пр. 205 и 206 всех модификаций не нашел адекватной замены, а количество имеющихся ракетных катеров различных вариантов пр. 12411 ("Молния") на ЧФ (пять) и БФ (10) откровенно недостаточно для решения наступательных задач. Сами по себе катера пр. 12411 являются слишком крупными и дорогими и в то же время не обладают при этом должной универсальностью, имея слабую ПВО и полное отсутствие какого-либо противолодочного и минного оружия, а их ракетные комплексы "Термит" и "Москит" приспособлены главным образом для борьбы с крупными надводными кораблями, в то время как в возможной зоне действия этих катеров им придется сталкиваться в основном с легкими и катерными силами противника.

Насколько можно судить, у отечественного ВМФ отсутствуют в настоящее время устойчивые взгляды на роль и место легких прибрежных ударных сил в составе флота, в силу чего пополнение их фактически не производится. Хотя 5 июня 2001 года в Рыбинске на верфи АО "Вымпел" была произведена закладка головного прототипа нового ракетно-артиллерийского катера пр. 12300 ("Скорпион") разработки ЦМКБ "Алмаз"112, насколько можно судить, этот катер рассматривается в основном в качестве экспортного образца. Срок сдачи ожидается не ранее 2005 года, что необычайно много для столь малой единицы. Сообщается, что для ВМФ РФ разработаны модификации этого катера пр. 12301 (с ПКР "Оникс") и 12302 (с ПКР "Уран"), однако, видимо, начало серийного строительства можно ожидать не ранее завершения испытаний строящегося прототипа113. Судя по известным данным, "Скорпион" продолжает тенденцию катеров типа "Молния", представляя собой довольно крупный (более 500 т) и дорогой неуниверсальный корабль, в то же время явно уступающий по ряду важных параметров более крупным корветам, к строительству которых взамен ракетных катеров переходят в мировом кораблестроении. В свете этого автору пр. 12300 в его нынешнем виде видится малоперспективным. Более целесообразным представляется возложить ударные задачи в ближней морской зоне, с одной стороны, на более крупные и мощные многоцелевые корветы, обладающие более развитой номенклатурой вооружения и боезапасом и собственными средствами авиационного целеуказания, а с другой - на большое количество небольших дешевых катеров, пригодных для массовой постройки (в том числе и в военное время) и могущих служить "расходным материалом" в боевых действиях.
Tags: quo vadis
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments