?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Июль 2, 2005


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
10:29 pm - ЛЕВОЕ "КРЫЛО" НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА (8)
Следущим в череде “правозвестников” национал-социализма следует назвать Освальда Шпенглера. Шпенглер один из первых почувствовал наступление кризиса капиталистического строя, его загнивания - процесс, который получил у него название перехода культуры в цивилизацию. Это связано с уходом с исторической сцены “прасословий” - дворянства и крестьянства - носителей культуры. Исчезает “фаустовский человек” - тип, воплотивший в себе западно-европейскую культуру. На передний план выдвигается “неорганичная масса” - пролетариат, городской плебс, несущие гибель западной культуре. Шпенглер считал неизбежным “закат Европы”, чему посвящена его одноимённая книга. “Закат Европы” отражает настроение растерянности и подавленности, прямо таки gotterdammerrung - “сумерки богов” [75 c. 104], царившее в среде немецкой буржуазии после разгрома имперской Германии; вместе с тем эта книга была идейным реваншем германских империалистов над победившими врагами: ВМЕСТЕ С НАМИ ПОГИБНЕТ ВЕСЬ МИР! После этого стоит раскрыть официальный печатный рупор НСДАП - газету “Фёлькишер Беобахтер” от 9 ноября 1936 г. Сразу под “шапкой” - речь Гитлера, посящённая годовщине “Пивного путча”: “Если Мы не сможем победить, вместе с Нами рухнет Германия, рухнет весь Мир!” [18, 1936 г.] Не укажи я источника, невозможно понять чьё перед нами творение - Шпенглера или Гитлера? - настолько они перекликаются. Кстати, Шпенглер считал, что появление четвёртого сословия - пролетариата, свидетельствует о гибели культуры, так как масса принципиально отвергает культуру.
При такой установке принадлежность к определённой общности является необходимым условием, при котором жизнь приобретает “смысл и глубину”. Чем полнее ощущение национальной ограниченности, тем большее значение и ценность приобретает “жизнь”.
Шпенглер предлагает средства, способные отодвинуть неизбежный “закат”. Спасение в переходе от парламентской демократии к военно-деспотической диктатуре - цезаризму, тотальной диктатуре сильного человека. Цезаризм связан с войной, опирается на мощь личности диктатора - вождя-повелителя. Люди труда в этих условиях должны быть обращены в безмолвных и покорных рабов.
Итак, модель нацистского рейха, основанного на “фюрер-принципе”, позже принятая к исполнению в НСДАП, была начертана Освальдом Шпенглером задолго до прихода к власти национал-социалистов.
Другое средство спасения - установление германского господства над миром. В 1920 году Шпенглер выпустил книгу “Пруссачество и социализм”, в которой неожиданно пересмотрел свои взгляды. “Заката Европы” можно избежать, так как европейскую культуру спасут немцы - народ, незатронутый духовным упадком и сумевший сохранить “душевную мудрость”, которая выражается в пруссачестве. Пруссачество, идеалом которого было построение общества по принципу казармы и которое олицетворяет самые реакционные тенденции германской истории - милитаризм, бюрократию, антидемократизм, объявляется синонимом социализма, который в свою очередь объявлялся исключительным достоянием немцев. Прусская “социалистическая этика” исходит из того, что высшая ценность - общее благо, а основа основ - “авторитет”. Шпенглер утверждал, что на “общее благо” в духе этого “социализма” работают не только рабочие и крестьяне, но и истинно немецкие предприниматели, которых он противопоставлял биржевикам, маклерам и спекулянтам [75 c. 107].
Социализм по Шпенглеру, не уничтожает частной собственности на средства производства и не связан с борьбой за социалистическое преобразование общества, а представляет собой “народное сообщество” немцев, основанное на их национально-рассовом ощущении и инстинкте, объединяющее все слои общества на основе их безаговорочного подчинения всесильному и всевластному государству. Что же касается образа “спасителя человечества”, то Шпенглер даёт ему следующую трактовку: “хищный зверь”, пребывающий в состоянии борьбы ради воли к власти, жестокий, неумолимый, не знающий пощады. [75 c. 108]. И снова появляется ощущение, что это говорит не Шпенглер, а Гитлер - яблоко от яблони...
Ещё ближе к национал-социализму были реакционные концепции социолога Э. Юнгера, также утверждавшего, что всё сущее в мироздании пронизано одной доминирующей идеей - волей к власти, которая воплощается прежде всего в войне. Несмотря на поражение в первой мировой войне, Юнгер продолжает призывать к новой войне, которая должна будет привести к торжеству победы, всевластию сверхчеловека - “белокурой бестии”. Время, считал он, властно требует человека нового образца - ландскнехта, не отягощённого совестью и утончённостью духа и готового броситься в смертельную схватку, не раздумывая и не колеблясь. Юнгер выделяет сущностные свойства немецкого народа - любовь к порядку и привычку к повиновению, “открытость” навстречу приказам, идущим сверху, готовность воспринимать его мгновенно и беспрекословно. Главное в жизни: работа и послушание, готовность жертвовать собой, своими интересами во имя великой цели “нового порядка”. Немец - “рабочий” - господин мира - такова была схема, предлагаемая Юнгером. Все немцы станут “рабочими”, в этом проявится общность немецкой нации, отражающей единство крови, воли к власти и исторического предначертания.
Большое воздействие на формирование национал-социалистической идеологии оказали взгляды Г. Лебона, которым буквально зачитывался Гитлер [74 с. 125, 80 с. 78, 81 c. 52]. Лебон считал, что общество уже от природы делится на “высших” и “низших” людей. Всякое равенство - химера [48 с. 98]. Основной закон, который определяет отношения между народами - это закон силы, закон грубой борьбы. “Никакой народ не должен в настоящее время забывать, что границы его прав точно определены силами, имеющимися у него для защиты... Право и справедливость никогда не играли роли, как только дело шло об отношениях между народами неравной силы. Быть победителем или побеждённым, охотником или добычей - таков всегда был закон” [86 c. 259].
Толпа инстинктивно стремиться к рабству, жаждет повиновения, силе она подчиняется безропотно.
Лебон формирует для правящего класса принципы управления массой, рекомендует приёмы и методы воздействия на толпу. Впоследствии эти приёмы Гитлер удачно будет использовать во время своих публичных выступлений. Лебон говорит, что на толпу можно воздействовать непосредственно словом. Самой главной обязанностью политиков должно быть “переименование и наименование популярными тех вещей, которые толпа уже не выносит более под их прежними именами”.
Основными аргументами при обращении к толпе должны быть утверждения, преувеличения, повторения, но не доказательства в форме рассуждений. Частые, простые утверждения без обоснования и доказательства являются более надёжным средством для вливания в массовую душу нужных идей.
Если утверждение достаточно часто и монотонно повторяется, оно формирует механизм внушения. Лучше всего управлять толпой, воздействуя на её чувства, воображение. Поэтому все идеи нужно облекать в форму образов, ибо в этом случае идея проникает в область подсознательного и становится чувством, которое является главным стимулом поведения масс. Масса поклоняется даже явным заблуждениям, если они ей нравятся.
Ещё одним из бесспорных предтеч национал-социализма был реакционный теоретик Артур Мёллер ван ден Брук. Политическая и классовая суть его идей проявлялась в его рассуждениях о революции, которую он называл “неотъемлемым правом” каждой нации (Ноябрьская революция 1918 г. в расчёт им не принималась, так как не привела к национальному возрождению). Единство нации, по ван ден Бруку, основано на “чувстве крови” и “структуре рода”. Ведь именно подобное “единство” способно привести к торжеству так называемой “консервативной революции”. “Консервативная революция” понимается здесь не как фактор общественного прогресса, а как некое устранение препятствий на пути “кругового” развития событий. Подобное толкование позволяет объявить контрреволюцию - революцией, а социальный регресс и реакцию - закономерностью. Именно на этой основе гитлеровцы впоследствии объявили “революцией” установление своей террористической диктатуры.
В 1923 г. ван ден Брук написал книгу “Третий Рейх” [16 c. 39]. Автор утверждал, что “консервативная революция” должна привести к установлению государства по типу Римской Империи, которая явиться “третьей империей” (первая была Римская, вторая - империя Бисмарка, “погубленная ноябрьскими преступниками”, а третья должна прийти на смену ненавистной республики.
По поводу распределения ролей в будущем “Третьем Рейхе” ван ден Брук считает, что фюрер должен определять “органическое” развитие общества, а не какие-то “всеобщие выборы”. Центральной фигурой немецкого общества является рабочий. Разумеется, здесь имеется ввиду рабочий в духе типичного сверхчеловека Ницше и Шпенглера, фаустовского человека, энергичного и властного, в котором воплощается немецкая сущность.
Геббельс, оценивая книгу “Третий Рейх”, говорил в 1932 г.: “Я приветствую распространение этого, столь значительного для идейной истории НСДАП, труда” [76 c. 229].
Таким образом, мы видим, что ранний фашизм наиболее чутко реагировал на психологические запросы т.н. “человека массы”. Простота мировосприятия, основанная на системе упрощённых стереотипов, высокая эмоциональность в ущерб рационализму, мистический оттенок духовности, вера в возможность предопределённого, гармоничного, идеального порядка вещей сочетались с безусловным стремлением к коренным переменам революционного характера, стремлением лично участвовать в них.
Первая мировая война поставила решающую точку в формировании этой психологической направленности.

(3 комментария | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:prevedchevroled
Date:Март 8, 2007 01:40 pm
(Link)
опечатка в 1й строке: провозвестников.
[User Picture]
From:prevedchevroled
Date:Март 8, 2007 01:40 pm
(Link)
Опечатка во фразе "Толпа инстинктивно стремиться к рабству": мягкий знак убрать.
[User Picture]
From:u_96
Date:Март 8, 2007 07:47 pm
(Link)
Это бесплатная попытка вычитки черновика сокращённо-книжного варианта моего дисера? ;)

> Go to Top
LiveJournal.com