?

Log in

No account? Create an account
Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Июль 2, 2005


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
08:02 pm - ЛЕВОЕ «КРЫЛО» НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА. (2)
Введение
----------
XX век - явился веком массовых тоталитарных движений, причинивших человечеству наибольшие бедствия и страдания за всю его историю. Проблематика исследований различных проявлений тоталитаризма продолжает оставаться актуальной не только в России и странах Восточной Европы, где это легко объяснимо хотя бы практически полным запретом на исследования подобного рода в недалёком прошлом, но и в странах Запада, где разработки по этой проблематике постоянно появляются в течение многих десятилетий.
Основная причина тоталитаризма в соответствии с современными концепциями - разрушение социокультурных структур, социальной микросреды, в результате которого образуется масса людей, лишённых классовой определённости, ничём не стеснённых. У этой массы отсутствуют определённые, ограниченные и достижимые задачи, она объединена не наличием чего-то, а скорее его отсутствием. Эта масса склонна искать прибежище в фантастических мечтах и социальных мифах, поэтому она неизбежно становится объектом манипуляций со стороны определённого сорта идеологий и вождей. Возникающие таким образом тоталитарные движения в сравнении с другими партиями отличаются требованиями неограниченной, тотальной и безусловной верности Движению и Вождю. Тоталитарные движения избегают конкретных партийных программ и политических целей, заменяя их весьма абстрактными мифами.
Вопрос о генезисе тоталитарных движений не носит по преимуществу академического характера, а имеет острое политическое значение. Так, например, лидер современных французских крайне правых Ж.-М. Ле Пен до недавнего времени считал фашистов и германских нацистов, в частности, представителями “левого тоталитарного движения”, что позволяло ему дистанцироваться от фашизма, оставляя за собой крайне правое крыло политических движений в стране [62 c. 65].
Сегодня, в обстановке обострения социальных и особенно межнациональных конфликтов, в условиях кризиса массового сознания и отсутствия системы общественных ценностей и ориентиров, проявляются стремления определённых сил к действиям типично фашистскими методами.
Опыт прошлого и особенно изучение истории германского фашизма свидетельствуют о том, к каким катастрофическим последствиям могут привести пренебрежение демократическими свободами, проповедь расового неравенства, оскорбление национальных чувств тех или иных народов, являющиеся стержнем фашистского мировоззрения.
Распространение подобных взглядов не может быть терпимо в демократическом обществе, пренебрежение этим гибельно для него. Отсюда - крайняя необходимость разъяснения антигуманной сущности фашизма, необходимость решительного отпора проявлениям фашистской идеологии, в какой бы форме она не имела бы место. Немаловажными составляющими этого процесса могут и обязаны стать научные работы, посвящённые исследованию столь сложного и противоречивого явления мировой истории, каковым стал германский национал-социализм.
Национал-социализм в Германии в 20-40-х гг. явился наиболее полным воплощением фашистского движения вообще, причинившим колоссальные бедствия народам, поэтому не случайно выяснению причин его подъёма и утверждения у власти, причин столь мощного его воздействия на население Германии и возможности возрождения в этой стране уделяется во всём мире большое значение. Тема фашизма стала по словам германского историка Пауля Хуттенбергера “культовой темой” для современной исторической науки и “бестселлером” для простых читателей большинства стран мира [84 c. 2]. С 1946 года по январь 1997 года в мире вышло из печати более двух миллионов изданий, в той или иной мере касающихся истории германского национал-социализма, фашизма, Адольфа Гитлера и его рейха [79 c. 4]. Не стала в этом отношении исключением и Россия.
Интерес к истории германского фашизма и его фюрера за последние несколько лет в нашей стране неуклонно возрастал, пережив настоящий бум. Легально и полулегально на русском языке были опубликованы сочинения нацистских иерархов: “Майн Кампф” А. Гитлера, “Миф ХХ века” А. Розенберга, “Последние записи” Й. Геббельса, “Застольные разговоры Гитлера” Г. Пикера. Впервые достоянием российских читателей стали воспоминания В. Шелленберга, И. Риббентропа, О. Скорцени, А. Шпеера, В. Кейтеля, Г. Гудериана, К. Деница, Э. Манштейна. На книжных полках появились сочинения Г. Раушнинга, многотомные биографии нацистского фюрера, принадлежащие перу таких известных историков, как И. Фест и Д. Толанд. Наряду с ними увидел свет ряд исследований, посвящённых деятелям третьего рейха, отдельным аспектам истории национал-социализма, гитлеровской Германии в целом. Всё это создаёт здоровые предпосылки для появления в нашей стране не только переводных источников по истории национал-социализма, не только исследовательско-описательных работ иностранных авторов, но и отечественных исследовательских разработок, посвящённых Германии 1918-1945 гг.
“Вал” литературы, где речь так или иначе идёт о третьем рейхе и его вожде, столь велик, что вполне правомерным выглядит вопрос, сформулированный И.М. Фрадкиным - автором предисловия к “Застольным разговорам Гитлера”: “Много ли можно прибавить к тому, что мы... знаем о Гитлере и германском фашизме (знаем мы немало, чему способствовал жестокий исторический опыт нашей страны и особенно её старших поколений)? Разве лишь новые, частного значения факты и отдельные ошеломляющие подробности - общие же оценки и суждения давно сложились и пересмотру не подлежат. Не так ли?” [8 c. 15]
Нет, это не совсем так. Дело в том, что любое крупное историческое явление, в частности, такое как германский фашизм, при всей своей изученности имеет некую histoire secrete - “потаенную историю”. Знакомство с ней позволяет рассмотреть фашизм в несколько необычном ракурсе. Это взгляд не из “зала”, а, скорее, со стороны “кулис”, дающий шанс приобщиться к тайнам большой политики и именно в силу этого обстоятельства обладающий некоей завораживающей, притягательной силой - харизмой “сокровенного знания”.
Родившись в хаосе первой мировой войны, национал-социализм быстро набрал силу в Германии и занял свою политическую нишу в послевоенной политической жизни Веймарской республики. Благодаря целому ряду объективных, а зачастую и субъективных причин, нацизм к 1923 году успел вырасти из состояния маленькой “кабинетной” партии в мощное и динамичное политическое движение, поразительно быстро охватившее значительную часть юга Германии.
Это ещё не была та мощная, монолитная, объединённая общей идеологией и единоначалием политическая сила, которая в январе 1933 года прорвалась к верховной власти. В начале 20-х гг. XX века отнюдь не все нацисты разделяли взгляды бессменного партийного вождя - Гитлера, в партии было множество фракций и объединений, претендующих на ту или иную долю независимости от партийной столицы - Мюнхена. Впрочем, это были временные трудности, которые хотя и ослабляли партию, но никак не могли препятствовать росту её авторитета и влияния. Ещё 24 февраля 1920 года была опубликована партийная программа - гитлеровские “25 пунктов”, и с этого момента действия Немецкой рабочей партии (ДАП), 1 апреля 1920 года поспешившей сменить название на Национал-социалистическую рабочую партию Германии (НСДАП), приобрели характер постоянного поступательного движения, направленного на завоевание “политического Олимпа Германии” - берлинского рейхстага.
Многие в момент зарождения нацистской партии считали Гитлера и его соратников радикалами. Поскольку эта точка зрения и сейчас находит многих сторонников, остановимся на вопросе о радикальности германского национал-социализма подробнее. Британский историк Фест считал, что радикальность Гитлера придаёт особую радикальность всему национал-социализму в целом. Но проблема радикальности нацизма заслуживает рассмотрения в более широком контексте. Степень радикальности того или иного варианта фашизма зависит от соотношения в нём экстремизма низов и верхов, поскольку, на взгляд большинства, сам фашизм представляет собою сплав экстремизма того и другого типа. Это ключевая типологическая особенность фашистского тоталитаризма по сравнению с коммунистическим, в котором однозначно доминирует экстремизм низов, а прежние господствующие классы незамедлительно устраняются.
Внутри же фашистского ряда ситуация сложнее и запутаннее. Например, во франкистской Испании традиционная элита оказалась намного сильнее фашистской партии - фаланги. Сам Франко был ближе к традиционному типу военного диктатора, чем к тоталитарному вождю. Там тоталитарный режим фактически не сформировался, дальше авторитаризма с фашистскими чертами дело не пошло, что облегчило эволюционный переход к парламентской демократии. В Италии сложилось неустойчивое равновесие между старой и фашистской элитами. Муссолини постоянно балансировал между реноме Цезаря и харизмой тоталитарного диктатора.
И только в Германии фашистский тоталитаризм достиг радикальной стадии благодаря как своему фюреру, так и массовому базису, служившему Гитлеру своего рода аккумулятором экстремистской энергии и вместе с тем получавшему от него ещё более сильный ответный импульс. Кроме того, что следует подчеркнуть в особенности, и германские верхи несли в себе более сильный экстремистский заряд, чем их итальянские или испанские собратья.
Первое время своего существования НСДАП, как любое другое молодое политическое образование, заметно страдала от сепаратизма отдельных членов партии, идеологических разногласий и присущего большинству оппозиционных партий экстремизма. Все эти минусы, в конечном счёте ввергли национал-социализм в 1923 году в состояние глубочайшего кризиса, последовавшего вслед за провалом “Пивного путча”. Но даже это поражение пошло НСДАП на пользу, впервые убедив Гитлера в том, что в Германии захват и удержание власти возможны только легитимным путём.
Столь резкий “вираж” Адольфа Гитлера от идеи государственного переворота к политике соглашательства с властью и смена ориентации с радикально-пролетарской на буржуазно-капиталистическую, спутал все прежние партийные установки, и вызвал внутри и без того пребывающей после мюнхенского фиаско в глубоком идеологическом нокауте нацистской партии длительный идейный раскол. На его полное преодоление Гитлеру понадобилось шесть лет непрерывной борьбы с фракционерством и внутрипартийной фрондой в лице всяческих политических течений и “крыльев”. Именно эта “гражданская война” в рядах НСДАП внутренне закалила нацистскую партию и сплотила её вокруг фигуры Гитлера, превратив в итоге разнокалиберную массу партийных функционеров в единый партийный фронт. В ходе этого процесса ведущую роль во внутрипартийной борьбе играло так называемое левое “крыло” НСДАП, воглавляемое Грегором и Отто Штрассерами.
При всём многообразии исторических исследований, посвящённых тоталитаризму и германскому национал-социализму в частности, в истории НСДАП всё же имеется область, недостаточно освещённая в научных работах и до сих пор ждущая своих исследователей (в этом мы убедимся чуть ниже, ознакомившись с историографией вопроса). Эта область, та самая histoire secrete - история внутрипартийных политических течений внутри самой НСДАП. Особенный интерес при этом вызывает наиболее активное из подобных движений - левое “крыло” нацистской партии. С ним связано множество нерешённых вопросов и нераскрытых загадок третьего рейха, в том числе и едва ли не главная из них: КАКИМ ОБРАЗОМ НИКОМУ РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНАЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ МЮНХЕНА ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СУМЕЛА ПРЕВРАТИТЬСЯ В МОЩНУЮ ОБЩЕГЕРМАНСКУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИЛУ?
Только ответив на этот вопрос, мы сможем раскрыть весь процесс генезиса тоталитаризма в межвоенной Германии, весь механизм становления и роста национал-социалистического движения в Веймарской республике, приведший в итоге к вершине власти в Германии своего бога-демиурга Адольфа Гитлера. А ключ к ответу на заданный вопрос может дать только история левого “крыла” ДАП-НСДАП.

(5 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:prevedchevroled
Date:Март 8, 2007 12:40 pm
(Link)
"оскорбление национальных чувств тех или иных народов, являющиеся стержнем фашистского мировоззрения" очень трудно вновь привыкнуть к тому, что в России называют фашизмом в основном нацизм. Вошло в привычку четкое разделение между фашизмом (Италия, Испания...) и национал-социализмом. Вот как раз у фашистов оскорбление национальных чувств на повестке дня не стояло, впрочем, как и интернационализм :) но вряд ли можно настаивать на обязательности подобного подхода, тем более что русские фашисты (в Харбине, например) в этом вопросе тоже сильно отличались от фашистов "классических".
[User Picture]
From:prevedchevroled
Date:Март 8, 2007 12:45 pm
(Link)
"необходимость разъяснения антигуманной сущности фашизма" - я бы добавил необходимость хорошо усвоить, как и из чего произрастают фашистские настроения в обществе и как их вовремя погасить, не повредив при этом то, что не следует повреждать, и не вызывая дополнительного нагноения или даже абсцесса. По-моему, разьяснений антигуманной сущности - вагоны (и от них, похоже, маловато толку), а вот биохимия данного вопроса - там, кажется, конь не валялся...
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 4, 2007 08:10 pm

Re: На тему, сегодня в России...

(Link)
>На тему, сегодня в России...

Увы, да.
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 4, 2007 08:12 pm

Re: На тему, сегодня в России...

(Link)
Да ради Бога. Цитируйте. :)
[User Picture]
From:ivakin_alexey
Date:Апрель 27, 2013 05:21 pm
(Link)
Ох, есть чтение на ночь, спасибо, порадовал старика :)
А одним файлом есть, ггг?

> Go to Top
LiveJournal.com