u_96 (u_96) wrote,
u_96
u_96

Category:
  • Mood:

Из воспоминаний Д.А. Лухманова.

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
Эту и прочие иллюстрации на морскую тематику из галереи Андрея Трона см. тут.

Этюд о быте моряка в конце XIX в.

«…Когда я подписал контракт на «Озаму» и расплатился с хозяином бордингхауза-матросской гостиницы, то получил от него, по морскому обычаю, «ослиный завтрак» - матрац, набитый соломой, жестяную тарелку, кружку, ложку, ножик и вилку. Конечно, стоимость этого инвентаря была включена в мой счёт, но без него ни один матрос дальнего плавания не отпускается из бордингхауза на судно. Это была традиция. Бордингмастер мог опоить и ободрать своего клиента, как липку, мог «продать» его на «гроб», т.е. направить на старое текущее судно, на которое никто не хотел наниматься, - это было его профессиональное право, и никто не мог быть на это в претензии, но если бы он доставил матроса на судно без матраца, кружки, вилки и ножа, он был бы свинья, и репутация его была бы непоправимо испорчена в «международном масштабе».

Сам матрос должен был иметь дождевик, зюйдвестку, непромокаемые сапоги, свайку, парусную перчатку, рожок, набитый салом, с полдюжины парусных игл и хороший поясной нож типа финки. Это было, так сказать, его профессиональное снаряжение, без которого его не стали бы уважать в кубрике и считали бы или бродягой, случайно попавшим в матросы, или пропойцей.

Всё остальное – бельё, выходное платье, городская обувь, подушки, трубки, табак, спички, мыло – не обязательно и зависело от личных средств. Всякий капитан имел на судне «слопчест» - лавочку, с небольшим запасом необходимых матросу предметов, и всё нужное можно было получить у него в счёт жалованья.

Важную роль в репутации матроса, в его, так сказать, удельном весе в кубрике, играет наружный вид багажа. Только новички и случайный элемент приходят на судно с обыкновенным чемоданом или мешком. Молодой, но уважающий себя матрос должен иметь собственноручно сшитый из морской парусины мешок со вшитым круглым дном и аккуратной шнуровкой на медных люверсах. На середине мешка должны быть нарисованы масляной краской его инициалы и два скрещённых флага нации, к которой он принадлежит. Более старые и зажиточные матросы имеют сундук – не простой сундук, а специальный морской, на низеньких ножках для предохранения вещей от сырости. Морской сундук имеет строго определённые размеры: крайняя длина – тридцать шесть дюймов, высота и ширина поверху – шестнадцать дюймов, ширина внизу – восемнадцать дюймов. Размеры эти выработались из следующих соображений: матросские койки делаются в шесть футов длины; так как они двухъярусные, то сундуки верхнего и нижнего обитателей ставиться рядом вдоль нижней койки. Высота и ширина сундука делаются с таким расчётом, чтобы на нём было удобно сидеть, а сужение ширины кверху, подобно завалу внутрь корабельных бортов, делается для большей устойчивости.

Морской сундук должен иметь ручки из искусно сплетённых и оклетнёванных верёвочных колец, пропущенных сквозь деревянные накладки. Верх сундука обтягивается парусиной, концы которой не загибаются, а превращаются при помощи парусной иголки и ниток в бахрому. Снаружи сундук обычно красится в тёмно-зелёную краску; верх – белый, с фамилией или инициалами владельца; замок – обязательно медный, чтобы не ржавел, и с музыкой, чтобы хозяин услышал, если вор станет отпирать, когда он спит. На внутренней стороне крышки рисуется масляной краской любимый корабль хозяина сундука. Эта картина обычно составляет предмет серьёзных забот владельца и его гордость, если хорошо исполнена.

Я написал несколько таких картин для товарищей и впоследствии за одну из них, написанную для плотника американского барка «Самюэл Д. Карлтон», получил в подарок сундук, сделанный его руками, из великолепной новозеландской сосны – каури. Этот сундук я подарил впоследствии моему сыну, когда он поступил матросом на пароход.» (с)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments