?

Log in

Питер. Фотовоспоминания. "Народоволец" (Вторая часть). - Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Ноябрь 30, 2006


Previous Entry Поделиться Next Entry
07:28 am - Питер. Фотовоспоминания. "Народоволец" (Вторая часть).
Первую часть поста см. тут.

Ну что ж, самое время и нам отправиться в "недрА". ;)
В "Народоволец" посетители попадают из здания музея через последний - седьмой отсек. Для этого у лодки удален вал правого гребного винта, рулевые приводы, кормовая дифферентная и одна из цистерн главного балласта. Первое, во что утыкается взгляд в седьмом отсеке, это задние крышки 7-го (правобортного) и 8-го (левобортного) торпедных аппаратов. Крышки украшены пробными краниками для проверки осушки торпедных труб, номерами аппаратов и вписанной в круг буквенной маркировкой. Первое, что спросила моя Жена, увидев крышку аппарата, так это: "Что означает намалёванная на ней буква "Бы"?.."
Photobucket - Video and Image Hosting
Так что я временно прерву рассказ о торпедном вооружении Д-2 и сделаю большое пространное отступление под интригующим названием "Маркировка люков, дверей и горловин":
В соответствии с корабельным уставом ВМФ СССР/РФ все люки, двери и горловины на кораблях или подлодках имеют специальную буквенную маркировку, обозначающую положение люков и ТыДы по готовностям корабля и тревогам. Маркировки бывают четырёх видов: Б, З, П, Т (первые буквы слов "Боеприпасы", "Задраено", "Приказание", "Тревога"). Двери, люки и горловины с буквой "Б" ведут в погреба с боеприпасами, трубы торпедных аппаратов, пусковые контейнеры ракет и помещения для хранения лёгкого топлива. Они должны быть всегда задраены, а при отсутствии людей в этих помещениях - опечатаны и заперты на замок. Буквой "З" на подлодках обозначаются все горловины и люки (кроме рубочного и переборочного, имеющих букву "П"), а на надводных кораблях - ведущие в междудонные и бортовые отсеки, кингстонные и эжекторные выгородки, топливные, масляные, водяные цистерны, балластные, креновые и дифферентные цистерны, форпик, ахтерпик и коридор электроприводов. Они должны быть всегда задраены, а ведущие в кингстонные выгородки и подбашенные отсеки, кроме того, запираться на замок. О вскрытии и закрытии горловин с буквой «З» делается запись в журнале электромеханической боевой части, а на подлодке – в журнале вахты центрального поста. К открытым горловинам, обозначенным буквой «Б» (во время вентилирования помещений) и «З» (во всех случаях), становятся вахтенные. Буквой «П» обозначаются люки, двери и горловины, задраиваемые ежедневно на ночь по сигналу «Задраить водонепроницаемые переборки», а также по сигналу «Корабль к бою и походу приготовить». Открываются по сигналу «Отдраить водонепроницаемые переборки» или по специальному приказанию. Буквой «Т» маркируются люки, двери и горловины, задраиваемые только по тревогам.

Ну как? Насладились? Поняли почему у Маришки уши немедленно свернулись в трубочку и Жена послала меня подальше со всеми моими «Бэ», «Зе», «Пы» и «Те»?.. И, замечу, я Любимую прекрасно понимаю. Серьёзный интерес к этой маркировочной АБэВэГэДэйке может быть вызван только жёстким приступом психической патологии или… не менее жёстким видением очередного наряда вне очереди. Да, я тут под занавес вспомнил, что на лодках есть ещё специальная цветовая маркировка для магистралей и отростков труб разного назначения. Пожарная система - красный цвет, воздушная - голубой, топливная - коричневый, масляная - жёлтый, водяная - зелёный...

Так. Раз уж мы с вами закончили заучивать четыре любимые буквы подводников и радужное разнообразие трубопроводов, перейдём к описанию столь пасторальной темы, как главное оружие «Народовольца» - торпедные аппараты и торпеды. Подводные лодки серии Д имели восемь трубных бронзовых 53-см торпедных аппарата, которые делились на две группы: 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-й, 5-й, 6-й аппараты – носовые и 7-ой, 8-ой – кормовые. Аппараты были рассчитаны на глубину погружения подлодки до 90 м и изначально позволяли использовать парогазовые 533,4 мм торпеды 53-27. Для производства залповой стрельбы торпедные аппарады «Декабристов» снабжались носовой и кормовой автомат-коробками, обеспечивающими в носу трёх- и двухторпедные, а в корме – двухторпедные залпы. Предусматривалась, естественно, и стрельба одиночной торпедой. Открывание передних крышек аппаратов и волнорезных щитов на лодках типа Д производилось вручную или пневматически, для чего у самых передних крышек монтировался воздушный цилиндр с поршнем. Воздух для открывания крышек подавался из системы воздуха высокого давления подлодки по специальному трубопроводу. Выстреливание торпед из аппаратов осуществлялось сжатым воздухом, что в случае стрельбы с перископной глубины вызывало появление на поверхности моря полутораметрового гейзера, напрочь демаскирующего субмарину. Ой, не даром прозорливые дойчи на своих знаменитых «семёрках» производили выталкивание торпед не сжатым воздухом, а специальным пневматическим поршнем… На советском ВМФ проблему сохранения скрытности субмарины во время торпедной стрельбы постарался решить инженер Ф.И. Наумов, разработавший в 1937-1939 гг. систему беспузырной торпедной стрельбы (БТС), которая в 1940-1942 гг. была смонтирована на большинстве советских подводных лодок. Однако из-за конструктивных особенностей торпедных аппаратов «Декабристов» оные аппараты систему БТС так и не получили. Вообще. Об этом важно помнить. Кстати, точно так же не имели «Декабристы» и приборов ПУГ и ПУПО, позволявших производить дистанционную и ручную установку углов гироскопического прибора и глубины хода торпед снаружи трубы аппарата… Впрочем, подробнее о методике и технологии торпедной стрельбы на лодках типа Д поговорим позже, когда доберёмся до четвёртого отсека, где располагался центральный пост.

А теперь малёк побакланим за торпеды. Как уже ранее говорилось, первоначально «Декабристы» должны были брать в свои аппараты торпеды 53-27, но поскольку к моменту вступления первых лодок типа Д эти торпеды на флот ещё не поступили, то какое-то время Д-2 применяла для боевой подготовки старые 450-мм торпеды, которые использовали, вставляя в торпедные аппараты специальные решётки. Но вот 53-27 начали поступать и тут же выяснилось, что «новинка» имеет ненадёжное зажигательное приспособление, плохой ход по глубине/направлению и не кисло протекающий корпус. Так что после долгих ведомственно-конструктивных шаманских плясок, вместо торпеды 53-27 «Декабристы» в 1939-м получили более удачную 533,4 мм парогазовую торпеду 53-38. В конце 1939 г. конструкторы умудрились увеличить вес заряда торпеды 53-38 до 400 кг без изменения скорости и дальности хода. Эта модификация торпеды получила обозначение 53-38У. 52-38 вместе с 53-38У составляли весь торпедный боекомплект лодок типа Д с начала и до конца войны. Ни электрических торпед, ни акустических «Декабристы» не получили. Всего боекомплект лодки насчитывал 14 парогазовых «угрей». Из них шесть хранились в носовых торпедных аппаратах, ещё шесть были запасными и размещались побортно на специальных стеллажах первого отсека, а последняя пара была заряжена в кормовые торпедные аппараты. Запасных торпед к кормовым трубам «Декабристы» не имели. Загрузка торпед в трубы № 7 и 8 производилась в бербазе изнутри лодки, для чего «угри» аккуратно спускали в седьмой отсек с верхней палубы через имеющийся в седьмом отсеке комбинированный люк, а потом, с помощью размещённой под подволоком лебёдки, с криком-матом майнили стальную сигару до задних крышек аппаратов. Комбинированный люк назывался «комбинированным», т.к. кроме функций торпедопогрузочного, служил ещё и выходным, оборудованным опускаемым тубусом. Это позволяло в аварийной ситуации создать воздушную подушку под подволоком отсека и открыть люк для его покидания. Кста, давайте взглянем на фотографию задней части седьмого отсека Д-2.
Photobucket - Video and Image Hosting
Кроме нам уже знакомых задних крышек аппаратов, мы тут обнаружим размещённый в правом нижнем углу шток стойки аварийного привода вертикального руля, чуть левее снизу (квадратная крышка с красной звездой) короб с регенерацией, а слева у борта – койки для подвахтенных матросов и старшин. Судя по размеру коек, на «Декабристах» служили исключительно карлики ростом не больше метр сорок – метр тридцать. Помимо всей вышеописанной трахомудии, в отсек ещё понапиханы боевые баллоны, розмахи открывания передних крышек торпедных аппаратов, компрессор высокого давления, щит упраления главными гребными электродвигателями, аптечки, прорезиненные мягкие рундуки для личного имущества, стеллажи для индивидуальных спасательных аппаратов ИСА-М, туева хуча приборов-проводки-магистралей, под подволоком – репитер кренометра, а дальше в нос - выгородка с верстаком +слесарной мастерской и парочка массивных гребных электродвигателей ПГ20 мощностью в 525 «лошадей» каждый. И во всех свободных местах – даже под срезом комбинированного люка – аккуратно застеленные убирающиеся койки для подвахтенных… Вообще, мне очень нравится сравнение жизни внутри лодки с «жизнью внутри швейцарских часов». Действительно, жизнь внутри машины имеет свои особенности. И это не только о местных бодрящих машинных запахах и обязательном в походе конденсате. Маришку, например, в лодке настиг мощный приступ боязни замкнутого пространства, после чего она поголовно обжалела всех подводников отечественного флота вместе взятых. Хе-х, это Жена ещё внутри немецких «семёрок» не была, «декабристы» на их фоне – чисто автобусы!.. ;)
Кстати, должен отметить тот факт, что среди всех участвовавших в Великой Отечественной советских подводных лодок, "Декабристы" имели самые объёмные кормовые отсеки. Данное обстоятельство позволяло личному составу БЧ-3 при необходимости прямо во время похода выдвигать торпеды из кормовых аппаратов внутрь седьмого отсека для регламентного осмотра, регулировки гироскопов или установки новой глубины хода "угрей". Для сравнения отмечу, что подобной роскоши напрочь были лишены торпедисты самых больших субмарин СССР того времени - крейсерских лодок типа "К" XIV серии. Более того, из-за маленьких размеров своих кормовых торпедных отсеков, "катюши" были вынуждены загружать торпеды в кормовые трубы через передние крышки последних, что требовало создания значительного дифферента на нос и занимало кучу времени.

И ещё раз - задняя часть торпедного аппарата №7 подлодки Д-2.
Photobucket - Video and Image Hosting
Под аппаратом - выкрашенные в голубой цвет боевые баллоны со сжатым воздухом, служащие для выстреливания торпеды из аппарата. На задней крышке аппарата - пробный краник для проверки осушки торпедной трубы. Под подволоком - массивные приводы вертикального руля. Снизу слева - украшенный красной звездой жёлтый короб с регенерационными патронами.

Photobucket - Video and Image Hosting
Седьмой отсек "Народовольца". Вид на правый борт между торпедным аппаратом № 7 и правобортным главным гребным электродвигателем. Видим закреплённые на подволоке прорезиненные рундуки для личных вещей и откидные койки в два яруса. У изголовья нижней койки - снова регенерационные короба, а справа внизу виден штурвалное колесо аварийного привода вертикального руля.

Photobucket - Video and Image Hosting
Седьмой отсек. Вид в корму от межотсечной переборки. Слева-справа - электродвигатели, за ними справа внизу - компрессор высокого давления, слева за электродвигателем правого борта - ограждённый перилами вырез в стальных плитах палубы, через который туристы попадают внутрь лодки из здания музея. Под подволоком отсека - циферблат репитера кренометра, а за ним - свёрнутый тубус вокруг нижнего среза комбинированного люка. В самой корме - внутренние крышки торпедных аппаратов. Между прочим, большое спасибо камраду periskop за то, что сделал этот кадр без вспышки. Это действительно позволяет "передать тот подлинный световой коктейль, который был при оригинальном освещении внутри лодки". :)

…Да, чуть не забыл рассказать о неожиданно выявившемся во время войны казусе. Учитывая, что для открытия передних крышек торпедных аппаратов требовалось 40-60 с, а для заполнения кольцевого зазора – 3-4 мин., советские подлодки в условиях возможной внезапной встречи с противником почти весь поход проводили с открытыми передними крышками и мокрыми торпедами. Это резко ускоряло коррозию торпед с соответствующими неприятными последствиями, а в штормовых условиях вообще могло закончиться потерей «угрей» (как это, например, произошло 30 ноября 1941 г. на Щ-403). За подобное «гуляние» с аппаратами на «товсь» командиров подлодок нещадно в бербазе драли, но покончить с укоренившейся привычкой до конца войны так и не смогли.

Ну, что ещё можно добавить о седьмом?.. Ага, вспомнил. Седьмой, также как и четвёртый с первым являлись отсеками-убежищами, в силу чего их сферические переборки рассчитывались не на давление 2 кг/квадратный см, а на 9 кг/квадратный см. По той же самой причине в седьмом, четвёртом и первом отсеках должны были иметься бачки с аварийным запасом пищи и питьевой воды. Что забавно, в первом аварийный НЗ я нашёл, а вот в седьмом и четвёртом – нет… Зпиздили-с, не иначе. :(
Теперь о седьмом отсеке всё. Переходим в следующий – шестой. О, привет, дизеля!..
Photobucket - Video and Image Hosting
Вид из седьмого отсека в шестой.

Продолжение следует.
Настроение: жизнь в машине
Tags:

(21 комментарий | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:mem
Date:Ноябрь 30, 2006 06:38 am
(Link)
Несмотря на то, что больше половины френдов регулярно ездит из Москвы в Петербург, твои отчеты самые интересные; спасибо)
[User Picture]
From:shewolf_org
Date:Ноябрь 30, 2006 07:41 am
(Link)
Ну дык, приятно, когда афтор ЗНАЕТ предмет, о котором пишет :)
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 30, 2006 08:37 am
(Link)
Отож! :D
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 30, 2006 08:35 am
(Link)
Дык это... "Аквалангисты, это не игра!.." (с) ;)
[User Picture]
From:periskop
Date:Ноябрь 30, 2006 08:32 am
(Link)
Очень увлекательно. Читаю медленно и с наслаждением. Продолжать серию непременно!
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 30, 2006 08:38 am
(Link)
>Продолжать серию непременно!

Непременно и продолжу. Может и не столь регулярно через день, но посты будут.
[User Picture]
From:periskop
Date:Ноябрь 30, 2006 08:39 am
(Link)
Не вопрос, просто наслаждение будет более протяженным ;)
[User Picture]
From:sergey_ilyin
Date:Ноябрь 30, 2006 09:00 am
(Link)
Э... А следует ли из вышеизложенного, что на походе ТА постоянно опечатан и заперт на замок?
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 30, 2006 09:04 am
(Link)
Опечатан командиром БЧ-3 и заперт на замок. О любых манипуляциях с аппаратами делается обязательная запись в журнале БЧ-3. В случае открытия-закрытия крышек аппаратов запись появляется также в вахтенном журнале в ЦП.
[User Picture]
From:c189613
Date:Декабрь 21, 2013 05:36 pm
(Link)
Замков на задних крышках ТА нет. Только "печати".
[User Picture]
From:khathi
Date:Ноябрь 30, 2006 10:10 am
(Link)
Мнэ-э-э... А похуже фотографий не нашлось? ;)

Хе-х, это Жена ещё внутри немецких «семёрок» не была, «декабристы» на их фоне – чисто автобусы!.. ;)
Эх, вот вернусь домой -- пойду на С-ку. Или Михаэля этим озадачить? ;)
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 30, 2006 10:16 am
(Link)
Привередливые - геть с борта!.. ;)
[User Picture]
From:khathi
Date:Ноябрь 30, 2006 10:47 am
(Link)
А шо ничего не видно -- это нормально?
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 30, 2006 10:53 am
(Link)
Желающий, да увидит. :)
[User Picture]
From:khathi
Date:Декабрь 1, 2006 01:53 am
(Link)
У меня в глазах вспышки нету. ;)
[User Picture]
From:u_96
Date:Декабрь 1, 2006 04:18 am
(Link)
Никто не совершенен... ;D
[User Picture]
From:periskop
Date:Ноябрь 30, 2006 11:46 am
(Link)
это Жена ещё внутри немецких «семёрок» не была, «декабристы» на их фоне – чисто автобусы

Именно! "Декабрист" - это вольготность, обьем и простор, по сравнению с немецкими Семерками!
[User Picture]
From:russos
Date:Апрель 22, 2007 08:13 pm
(Link)
спасибо за рассказо Д2. читаю с удовольствием
From:zx_storm
Date:Январь 8, 2008 11:08 am
(Link)
Разрешите немного покритиковать Вас по описанию 7-го отсека.
1. На крышке не "пробный краник для проверки осушки торпедной трубы", а задний буфер (в минном варианте заменяемый на минный стопор) для фиксации торпеды совместно с верхним стопором. Три вварыша с болтами - для установки прибора для замера скорости выхода торпеды (процедура проводимая по регламенту раз в год, а так же после ремонтов). Сами посмотрите где они расположены - почти на середине ТА, при "емкости" ТА около 4 кубов, выходило бы что около 1,5 куба "не проверяемые"? "Пробные" краники - на большом клапане осушения, на третьем снимке хорошо видно - вварыш на фоне синего баллона.
2.Про БТС - на снимке наблюдается выпускной клапан БТС, автоматический регулятор отсечки с отсекателем (на третьем снимке возле предохранительной тяги большого клапана осушения), глубоководный регулятор времени (на третьем снимке в "носу" ТА над тягой открытия ПК). Хотя может БТС и не было - утверждать не берусь, давно схему изучал.
3.ТА хоть и имели букву "Б", но на замок не запирались.
4.ПУГ и ПУПО - на 2 снимке наблюдается малая головина и еще какой-то прибор возле нее (видно плохо - утверждать не берусь, надо самому видеть).
5."Короб с регенерацией" - это РДУ - регенеративная двухярусная установка, сама регенерация хранилась в герметичных банках (она на 4 снимке, под койкой крайняя слева, справа так называемый "ящик" Я-1 для тех пластин которые не влезли в РДУ, а также для хранения "крошек" пластин, сметки и резиновых перчаток в которых РДУ и должно снаряжаться).
6.На 4-м снимке. Это не "прорезиненные рундуки", а как раз спасательные аппараты и спасательный гидрокомбинезон (в зеленом).
7. На 5-м."циферблат репитера кренометра" - кренометр не имеет репитеров, т.к. это простой маятник.

А вообще для тех кто не знаком с подводным флотом - познавтельно.
[User Picture]
From:u_96
Date:Январь 8, 2008 11:17 am
(Link)
Уели. Впредь буду тщательнЕе относиться к собственным комментариям. :)
[User Picture]
From:c189613
Date:Декабрь 21, 2013 04:49 pm
(Link)
Вы абсолютно правы. Все дело в том, что при создании на "Д-2" музея в 7-м отсеке не было штатных ТА. Потому были использованы ТА от пл 613-го проекта, что хорошо видно и по приборам системы стрельбы, и даже по задней крышке. А вот в первом отсеке присутствуют "родные ТА", что для специалиста гораздо интереснее.

> Go to Top
LiveJournal.com