?

Log in

Питер. Фотовоспоминания. "ШтандартЪ" и "Народоволец" (Первая часть). - Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Ноябрь 29, 2006


Previous Entry Поделиться Next Entry
08:22 am - Питер. Фотовоспоминания. "ШтандартЪ" и "Народоволец" (Первая часть).
Как и было ранее обещано, начинаю выкладывать полную версию этого поста.

...Расставшись с "Аоллой", двинулись на поиски Наличной улицы. Дадада - Наличной. Блин, название заслуживает того, чтобы на англоязычных картах его писали в буквальном переводе. Представляете, в какой ступор впал бы американский интурист, обнаружив на карте Питера надпись "Кэш-стрит"? ;)

Но мы отвлеклись.
Чуть-чуть мудоханья в метро, чуть-чуть вибраций копчика внутри маршрутки и вот, слева, из-за хмурой пелены низкой облачности вылезает шарового цвета корма, перо вертикального руля и корабельные винты.
Стоп машина, прибыли!
Вот она-красавица Д-2 "Народоволец", большая подводная лодка типа Д первой серии, прилепилась правым бортом к низенькому зданию музея. Кстати, музей работает ср-вс 10.00-16.00356 52 77, Шкиперский проток, 10, м. Василеостровская.
Photobucket - Video and Image Hosting
Ещё дальше, справа от музея у понтона ошвартована в Галерной гавани приснопамятная реплика фрегата "ШтандартЪ".
Photobucket - Video and Image Hosting
Как обычно, с осеннего питерского неба вниз серила холодная "взвесь", так что лично мне было очень жаль вахтенного, с унылым лицом мокнущего у сходни фрегата...
Photobucket - Video and Image Hosting

Вернёмся всё же к Д-2. К разработке проекта первой советской подлодки (тип Д) приступили в январе 1926 г. и уже 19 сентября представили свои наработки на рассмотрение начальника Морских Сил Республики. Сразу же, не дожидаясь официального утверждения Реввоенсоветом (это произошло лишь 17 февраля 1927-го), документы передали на Балтийский завод для постройки. 5 марта 1927-го. Там произвели официальную закладку первых трёх подводных лодок I серии (всего будет построено 6), впоследствии отнесённых к типу Д по первой букве названия головного корабля – «Декабрист». Первенцы советского подводного судостроения создавались двухкорпусными, клепаной конструкции. Кста, для корпусных работ выделили сталь из дореволюционных запасов, предназначавшуюся для постройки линейных крейсеров типа «Измаил» и лёгких крейсеров типа «Светлана». Впервые в отечественном кораблестроении корпус подлодки разделялся переборками на водонепроницаемые отсеки. Дальнейшее описание конструкции «декабристов», их ТТХ и схемы - см. материалы сайта «Штурм глубины». Тут же я приведу только продольный разрез из платоновской «Энциклопедии советских подводных лодок 1941-1945».
Photobucket - Video and Image Hosting
Одна плоская и пять сферических переборок разделяли прочный корпус на семь отсеков, причем прочность переборок рассчитывалась на максимальную глубину погружения — 90 м. Отсеки сообщались между собой круглыми лазами с быстро-закрывающимися с помощью специального привода дверями. Входные люки имели двойной запор (сверху и снизу) и выступающий внутрь отсека удлиненный комингс (шахту). Когда возникали аварийные ситуации и лодка затоплялась водой, такая шахта позволяла создавать воздушную подушку, облегчавшую выход экипажа через люк.
Впервые в отечественном подводном кораблестроении была применена централизованная система погружения и управления лодкой. Клапаны вентиляции цистерн с пневматическими приводами, управление рулями и приборы сосредоточивались в центральном посту. Нововведением являлась и установка в средней части легкого корпуса цистерн быстрого погружения. Междубортное пространство разделялось на шесть цистерн главного балласта (ГБ), кингстоны которых располагались в нижней части легкого корпуса по диаметральной плоскости. В систему ГБ входили концевые и палубные цистерны.
Аккумуляторные ямы выполнялись герметическими, с проходом посередине. Их высота позволяла иметь доступ к крышкам баков аккумуляторов, расположенных по обе стороны от прохода. В результате подъема палубного настила значительно уменьшился объем помещений с установленными в них механизмами, системами и устройствами. Повышение центра тяжести отразилось на остойчивости лодок — метацентрическая их высота получилась около 30 см. Расположение отсеков было следующее.
В первом (самом большом), служившем одновременно и кубриком, находились шесть торпедных аппаратов с шестью запасными торпедами на стеллажах, провизионка, электрические приводы шпиля и носовых горизонтальных рулей. В междубортном пространстве — заместительные и дифферентные цистерны, торпедопогрузочный и верхний входной люки.
Во втором отсеке располагалась первая группа батарей из 60 аккумуляторных баков. Над ней — радиостанция и жилое помещение.
В третьем — вторая группа батарей, жилые помещения офицерского состава с кают-компанией, электровентиляторы и камбуз. Между прочным и легким корпусом — топливные цистерны.
В четвертом — центральный пост управления, главный командный пост, станция погружения и всплытия, водоотливной насос, перископы и турбокомпрессор низкого давления №1 для продувки ГБ.
В пятом — группа аккумуляторов, окруженная масляными цистернами, над ней — кубрик старшин, а по левому борту - турбокомпрессор низкого давления №2.
Шестой отсек — дизельный. До лета 1944 г. на Д-2 использовались дизели германской фирмы "MAN", закупленные якобы для первых советских тепловозов. При 450 об/мни в течение одного часа они развивали мощность в 1200 л. с, при 425 об/мин — 1100 л. с. Позже, если верить А.В. Платонову, Д-2 как и другие "Декабристы" получила стандартные отечественные четырёхтактные шестицилиндровые компрессорные нереверсивные дизели 42-Б-6. Помимо дизелей надводного хода, в шестом отсеке находились разобщительные муфты гребных валов, цистерны смазочного масла, вспомогательные механизмы и верхний входной люк.
В последнем, седьмом отсеке сосредоточили главные электромоторы со станциями управления, два торпедных аппарата (без запасных торпед), комбинированный люк, рулевой привод и вспомогательные механизмы. В междубортном пространстве — дифферентная цистерна.
Основной топливный запас, как и на всех лодках последующих серий, размещался внe прочного корпуса. С одной стороны, это позволило увеличить дальность плавания, с другой, — как показал опыт войны, не обеспечило лодке скрытность в случае нарушения герметичности цистерн, поврежденных глубинными бомбами.

Photobucket - Video and Image Hosting
Д-2 "Народоволец" в 1938 г.

Хочу обратить внимание читателей, которых ранее заломало сбегать по гиперссылке на указанный ресурс, что до модернизации 1938-41 гг. носовое орудие, «во избежание заливания» и в подражание конструкции английских подлодок типа L, было установлено за фальшбортом на ходовом мостике. Однако, довольно быстро выяснилось, что такая новация ни к чёрту не годится, ибо ухудшает остойчивость корабля (особенно при всплытии) и сильно мешает ходовой вахте (особенно при швартовках). Так что в итоге орудие спустили на верхнюю палубу, где установив оное на барбете и перестали париться. Чертежи однотипной с "Народовольцем" подлодки Д-3 "Красногвардеец" в постмодернизационном варианте можно скачать тут.
Теперь коротенько о самой Д-2.

Д-2 ("Народоволец", заводской № 178)
Заложена в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод). Вошла в состав Морских сил Балтийского моря. 5 августа 1933 г. вошла в состав Северной военной флотилии. В октябре 1939 г. перешла в Ленинград для капитального ремонта. 22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 и 2 ранга) Линденберга Романа Владимировича в капитальном ремонте в составе дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок Учебной бригады подводных лодок в Ленинграде. 24 сентября 1942 г. севернее о. Гогланд попала в противолодочную сеть, освобождение из нее заняло двое суток и лишь крайне неблагоприятная для действий противолодочных сил погода позволила ей избежать встречи с противником. Только 26 сентября смогла окончательно освободиться от обрывков сетей и исправить поврежденный при резком маневрировании вертикальный руль. 30 октября начала форсировать Финский залив для возвращения в базу, где была обнаружена противолодочными силами и преследовалась в течение четырех часов, сброшено 48 глубинных бомб. Летом 1944 г. получила на вооружение гидроакустическую станцию "Дракон-129" (она же - британская гидролокационная станция ASDIC-129). 1 октября вышла в боевой поход. Сразу же происходит ряд поломок материальной части: например, 6 октября вышел из строя вертикальный руль, и подлодка в течение 30 минут в светлое время суток находилась в надводном положении. Лишь 26 октября потопила первый транспорт из состава конвоя. После атаки подверглась преследованию и в результате близких разрывов глубинных бомб ее бросило кормой на камни, заклинив вертикальный руль. Устранить неисправность в море было невозможно и, управляясь изменением оборотов винтов, подлодка направилась в базу. Срок боевой службы - 46,3 месяца (1.07.41 г. - 9.05.45 г.). 4 боевых похода (69 суток). 12 торпедных атак, в результате которых потоплено 1 судно (4090 брт) и 1 судно повреждено.

Кстати, не стоит глумиться над этими результатами.


Очень к месту будет напомнить, что самый известный из "декабристов" - североморский Д-3 "Красногвардеец" (мало того, что награждённый орденом Красного Знамени, но, в добавок к этому, ещё и ставший первым гвардейским боевым кораблём советского ВМФ), к моменту своей гибели летом 42-го совершивший 8 боевых походов (138 суток), 12 раз выходивший в торпедные атаки (кста, как и Д-2) и официально имевший на своём боевом счету 8 потопленных транспортов (28140 брт)+ 1 повреждённое судно (3200 брт), в реале имел абсолютно НУЛЕВОЙ боевой результат. Вообще. Ну, так получилось. На этом фоне "Народоволец" за 4 боевых похода 12 раз атаковавший врага и дважды в противника попавший, это просто ого-го какой молодец! ;)

Интересно, что кое-где фантастические боевые успехи Д-3 воспеваются до сих пор...

Photobucket - Video and Image Hosting
Хорошо и вольготно было снимать periskop (снимки с логотипом SSG Photo - его) и прочим питерцам лодку со льда замёрзшей Галерной гавани в конце зимы.
Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting
Нам же, побывавшим у Шкиперского протока в октябре, такой возможности не представилось. Пришлось "Народовольца" фоткать исключительно "сбоку" и "сзаду"...

Photobucket - Video and Image Hosting
Носовая часть Д-2. Вид с правого борта. Волнорезный щиток торпедного аппарата № 1 убран (прижат к внутренней части выходного желоба торпедного аппарата). В открытом желобе торпедного аппарата видна головная часть выходящей из аппарата торпеды. Для пущего пафоса головная часть выкрашена в помпезно-красный (правда, чуток уже облупившийся) цвет. В реале головной "колпак" торпед был чёрным, а прочее красилось в тёмно-зелёный цвет.

Мда... Длинноствольное 100-мм орудие Б-24-ПЛ у Д-2, это куда лучше, чем укороченная на 15 калибров архаичная 102-мм пушка эсминца-"новика", со всей пролетарской прямотой и неумолимостью вмандяченная на первую лодку серии - Д-1. ;)
Photobucket - Video and Image Hosting
Как мы видим, "стомилиметровка" зачехлена и даже рачительно заткнута штатной пробкой. И правильно - вдруг ещё представится момент по кому-нибудь пальнуть?..
Photobucket - Video and Image Hosting
На рубке Д-2 красуется звезда с вписанным кол-м побед. Пять побед - убиццО. С другой стороны "себя не похвалишь - никто не похвалит". Реально на счету Д-2, как вы помните, всего 4 боевых похода и 12 торпедных атак, в которых было выпущено 19 торпед. Результат - 1 (крупными буквами - ОДНО) потопленное судно противника. Этим неудачником стал немецкий транспорт "Jacobus Fritzen" (4090 брт, генеральный груз - уголь), уничтоженный одной торпедой с дистанции в 4 кб 14.10.42 г. подходах к порту Истад. Правды ради отметим, что у Д-2 было ещё одно успешное торпедное попадание. 19.10.42 г. в 10 милях от Треллеборга Д-2 набрела на идущие под эскортом сторожевых катеров парочку железнодорожных паромов. Обрадованный командир лодки кап-три Линденберг решил не тратить время на выяснение "кто есть ху". С интервалом 19 сек. были выпущены две торпеды. В идущего концевым шведского нейтрала "Konung Gustav V" русские не попали, избавив таким образом СССР от международного инцидента, а вот в немецкий "Deutschland" (2972 брт) торпеду Линденберг таки закатал. Правда, паром был лишь повреждён и позже его отбуксировали на ремонт обратно в Треллеборг, но вот плывущие на "Deutschland" в тыловой отпуск немецкие фронтовики точно обделались, хе-х!.. Долгое время на счету "Народовольца" числился ещё и потопленный 26.10.44 г. в 8 милях к западу от маяка Папензее следовавший в балласте германский транспорт "Nina" (1371 брт), но после окончания ВОВ подтверждений этому факту обнаружено не было.

Над рубкой лодки мы видим "контурный глобус" гониометрической антенны радиопеленгатора "Бурун" и два перископа - командирский ПА и зенитный ПЗ. Увы, но нижнюю часть второго во время превращения лодки в музей победоносно оттяпали газорезкой. Типа, чтобы "не мешала посетителям посещать посетимое пространство". Зато "оставшийся в живых" командирский перископ ПА в центральном посту лодки вполне исправен и даже при некотором знании "чого и как крутить-вашу мать-так-ея-растак" вполне позволяет определить дистанцию до фок-мачты "Штандарта"... По неизвестным причинам, в "лимузине" рубки позади перископной тумбы отсутствуют ГОН - герметический оптический нактоуз и резервная радиоантена (выдвижная штыревая - была установлена летом 44-го).

Тут я прервусь. И перед тем, как пройтись по отсекам подлодки, скажу пару слов сказать о нашем экскурсоводе. Им оказался маленький, низенький седовласый старичок лет этак семидесяти со значком почётного члена чего-то-там на лацкане пиджака. Экскурсовод мутно выглядывал из-под седой чёлки и несколько кособочился на манер карликовой пизанской башни. Ничего плохого о нашем экскурсоводе я сказать не хочу. Более того, по моему глубокому убеждению именно такие экскурсоводы и нужны в военно-морских музеях: плюгавенькие (чтобы не загораживать экспозицию), с каменным лицом (дабы подчёркивать суровость флотской службы), воинственно размахивающие длиннющей железЮкой вместо обычной указки (пусть враг не ведает пощады!) и от души сифонящие спиртягой (этакая неотъемлемая частичка морского шарма). Так вот... Собрал нас этот престарелый военно-морской голубь и повёл по его же собственному выражению в "недрА лодки". Для не заметивших повторю ещё раз - в "недрА" - ударение на последнюю букву. Мне сразу понравился лаконично-задорный стиль, в котором наш карманный морской волк-с-указкой вёл экскурсию. Сначала в трёх-четырёх словах следовал пролог, потом - эксцентричное лупление указкой по предмету (название/предназначение которого дедок, очевидно, именно сейчас почему-то забыл), а потом - короткий, но оптимистический эпилог длинной в одно-два слова.

Выглядело это так.
Например, дедок подходит к турбокомпрессору низкого давления и громко начинает: "А это у нас тут...", - потом раза три со всей дури дубасит указкой по кожуху (Жбанг! Жбанг! Жбанг!) и пафосно резюмирует: "...Вот!" После чего подхватывается и ныряет в соседний отсек. При попытке поймать за руку и узнать секретные подробности, скрытые за указочным стакатто, дедок мягко отстраняется и веско роняет: "Сейчас не время ваших вопросов. Сейчас - время моих ответов. ...Да, кстати, обратите внимание на то, что вот там торчит справа!.. Это!.. Это... (Жбанг! Жбанг! Жбанг!) Это очень нужная на подлодке вещь! Это шкаф, в который отважные советские подводники могли что-нибудь класть!.." ;)

Продолжение следует.
Настроение: тишина в отсеках
Музыка: Когда усталая подлодка из глубины придёт домой...
Tags:

(8 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:alex_brab
Date:Ноябрь 29, 2006 07:38 am
(Link)
может вы знаете...
где в питере башни с Кирова? давно читал что вроде их сохранили как памятник...
[User Picture]
From:alwin
Date:Ноябрь 29, 2006 07:45 am
(Link)
Морская набережная, между домами 15 и 17.
[User Picture]
From:periskop
Date:Ноябрь 29, 2006 11:41 am
(Link)
Именно. От метро Приморская идти по направлению к берегу Финского залива. Постепенно забирать правее. На самом берегу и увидите, между домами.
За пост - спасибо. Много нового для меня.
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 29, 2006 04:18 pm
(Link)
>За пост - спасибо. Много нового для меня.

Да за ради бога. :)
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 30, 2006 05:30 am

Продолжение следует.

(Link)
[User Picture]
From:ten_der
Date:Ноябрь 5, 2008 10:57 am
(Link)
Спасибо за интереснейший пост и за "наводку". Буду в Питере, обязательно схожу. Давно хотел. Кстати, вопрос: известно, что в 20-х годах ОМРОН (отряд морских работ особого назначения) занимался поисками и подъемом английской лодки серии "Л". Правильно я понял, что лодки серии "Д" представляли из себя результат этих работ?
[User Picture]
From:u_96
Date:Ноябрь 5, 2008 11:34 am
(Link)
Во многом - да. L-55 в некоторых смыслах стала откровением для первых советских попыток конструирования подводных кораблей. Правда, не всегда эти "откровения" оказались положительными. Как это было, к примеру, с установкой орудия на ходовом мостике или с клапанами балластных цистерн, чашки которых отжимались внутрь цистерн...



Кста, не ОМРОН, а ЭПРОН - экспедиции подводных работ особого назначения. :)
[User Picture]
From:ten_der
Date:Ноябрь 5, 2008 11:42 am
(Link)
Прошу прощения за неточность. Конечно же ЭПРОН. Просто когда писал коммент думал об ОМОНе.

> Go to Top
LiveJournal.com