?

Log in

Последний бой "Взрывателя"... - Вахтенный журнал стареющего пирата

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Вахтенный журнал стареющего пирата

Январь 6, 2008


Previous Entry Поделиться Next Entry
11:56 am - Последний бой "Взрывателя"...
В качестве дополнения к посту d_pankratov о Евпаторийском десанте.


За нашей спиной остались паденья, закаты,
Ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлет!
Мне хочется верить, что черные наши бушлаты
Дадут нам возможность сегодня увидеть восход.

Сегодня на людях сказали: "Умрите геройски!"
Попробуем - ладно! Увидим, какой оборот.
Я только подумал, чужие куря папироски:
"Тут кто как сумеет, - мне важно увидеть восход."

/В.Высоцкий, "Чёрные бушлаты"/

...Удачно начав год освобождением Керченского полуострова, командование Северо-Кавказского фронта в 1942-м не собиралось останавливаться на достигнутом. Новые директивы предписывали произвести высадку десантов в ряде пунктов побережья. 4 января для обеспечения десанта 8 Евпаторию был направлен БТЩ (быстроходный тральщик) Т-405 "Взрыватель" под командованием капитан-лейтенанта Виктора Григорьевича Трясцына. В 23.00 корабль покинул Стрелецкую бухту и через полчаса в сопровождении пяти сторожевых катеров направился к Евпатории. По пути отряд соединился в точке тактического развертывания с ранее вышедшим буксиром СП-14 в охранении двух катеров МО. БТЩ являлся флагманским кораблем, и на нем расположились командир высадки капитан 2 ранга Н.Буслаев и военком - полковой комиссар А.Бойко. По сигналу с флагмана в 2.41 5 января началась операция в Евпаторийском порту Катера МО № 081 и № 0115 в 3 часа на полном ходу ошвартовались к Хлебной пристани и высадили морских пехотинцев. У Пассажирской пристани высадили десант катера № 062 и № 0102, а затем и "Взрыватель". С другой стороны к пристани причалили СП-14 и МО № 0105 и № 0125. Стоящий на рейде катер № 041 обеспечивал десант связью, а днем несколько раз подходил к пристани. Высадка прошла без помех, румынский артиллерийский полк бежал, оставив свои позиции. Десантники разгромили штаб, здание гестапо, но вскоре в бой вступили немецкие полевые батареи, 70-й саперный батальон и батальоны 22-й и 72-й пехотных дивизий. С рассветом наши корабли и десантные части атаковала немецкая авиация, а по тральщику начался прицельный артиллерийско-минометный обстрел. От взрыва мины погиб расчет кормовой 45-мм пушки и был убит командир высадки Буслаев. Руководство операцией взял на себя военком Бойко; а тральщик и катера покинули порт и маневрировали на рейде, поддерживая десант артиллерией.

Поврежденный буксир и шесть катеров убыли в Севастополь, а второй эшелон десанта так и не удалось высадить из-за шторма. Высадившиеся войска были отрезаны от берега и почти полностью уничтожены. Маневрировавший на евпаторийском рейде "Взрыватель" обстреливал берег только из 100-мм орудия, так как 45-мм пушка от близкого разрыва авиабомбы вылетела за борт. Связь со штабом ГВМБ прервалась, корабль получил много мелких повреждений и лишился носового дизеля, пробитого осколками. Вскоре закончился 100-мм боезапас, но из-за разбитой радиостанции приказа на уход в базу командир корабля Трясцын не получил, а самостоятельно уйти не посмел из-за боязни быть обвиненным в трусости. Корабль маневрировал во тьме по счислению, не зная точного места. Выход эсминца "Смышленый" и БТЩ Т-408 "Якорь" со второй волной десанта сорвали усилившийся к вечеру ветер и огонь артиллерии противника. В 21.00 5 января командир "Взрывателя" спустился в каюту отдохнуть, но вскоре ощутил сильный скрежет по днищу корабля и толчок. Он выскочил на мостик и понял, что тральщик сел на мель. Волны быстро развернули корабль лагом к берегу, до которого оставалось не более 50 м. Через сторожевой катер № 0102 в штаб флота было доложено о положении БТЩ. Обшивка в кормовой части лопнула по швам, и началось затопление кормовых отсеков, был поврежден руль, заклинены гребные валы. После совета у военкома все оставшиеся в живых собрались в носовом кубрике. А.Бойко приказал командиру отделения минеров Ф.Разуваеву, минерам И.Лушникову и Н.Смоленкову заминировать тральщик. Моряки "Взрывателя" вооружились винтовками и гранатами, заняв места у иллюминаторов корабля. Все секретные документы пришлось сжечь.

С рассветом 6 января противник обнаружил беспомощный тральщик на мели у Соляных промыслов. На предложение сдаться последовала винтовочная стрельба, и немцы подтянули к урезу воды восемь полевых орудий, а затем расстреляли "Взрыватель" в упор. Погибли А.Бойко, В.Трясцин. военком тральщика П.Болотин, штурман И.Усков, артиллерист Г.Золотников. Застрелился тяжело раненный командир разведотряда ЧФ капитан В.Топчиев. Вскоре врагу удалось захватить в плен 19 раненых моряков из машинной команды во главе с командиром БЧ-5 И.Клюкиным; два матроса вскоре умерли от ран.


Разбитый корпус "Взрывателя" еще несколько лет стоял безмолвным памятником мужеству черноморцев в 6 км к югу от Евпатории и был разобран только в 1946 - 1947 гг. На месте гибели тральщика 7 июня 1970 г. был воздвигнут памятник...
Настроение: свинцовое море

(157 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:hyperprapor
Date:Январь 6, 2008 10:50 am
(Link)
Гм... Странно немного, а при чем тут мужество? Ежели боеприпасов нет, стрелять нечем, и сделать нифига не могли, толку то от них? Героически конечно все, но необходимо ли это было? Сдается мне - целый корабль после ремонта бы еще пригодился, а так.... Сложное в общем чувство, смесь недоумения "нафига?" и уважения, "не посрамили, черти!"...
[User Picture]
From:deadmanru
Date:Январь 6, 2008 11:18 am
(Link)
Надо было ручки к верху и в плен топать?
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:dasauchnoch
Date:Январь 6, 2008 10:51 am
(Link)
получается - корабль погиб из-за глупости капитана
[User Picture]
From:u_96
Date:Январь 6, 2008 10:59 am
(Link)
Корабль погиб, до конца выполняя полученный и никем не отменённый приказ. При чём тут глупость?.. Командир БТЩ не обладал даром провидца и без радиостанции разобраться в происходящем не мог по совершенно объективным причинам.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:u_96
Date:Январь 6, 2008 11:15 am
(Link)
Вы с Феодосией не путаете?..
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:deadmanru
Date:Январь 6, 2008 11:29 am
(Link)
Кстати а какой был десант в Крыму, где высадили 3-4 тысячи человек, и оставили их без прекрытия с моря, дескать люфтваффе летают, ещё забомбят. Этот десант там 1-2 недели потом отбивался от наседающих на него немцев. Кинули десант этот.
[User Picture]
From:u_96
Date:Январь 6, 2008 11:30 am
(Link)
Вот вы мне и ответьте на этот вопрос: где это флот без причины кинул десант в Крыму?
[User Picture]
From:glorfindeil
Date:Январь 6, 2008 11:37 am
(Link)
Вечная Слава Героям!
[User Picture]
From:numer140466
Date:Январь 6, 2008 03:51 pm

Напоминает подвиг "Варяга".

(Link)
Вроде и делали всё, что могли. И героизм проявили. А всё равно потери огромные, а эффект в целом небольшой.
[User Picture]
From:u_96
Date:Январь 6, 2008 04:28 pm

Re: Напоминает подвиг "Варяга".

(Link)
Описание, подходящее к 90% неудачных боевых действий любой армии любой страны. :)
[User Picture]
From:egorka_datskij
Date:Январь 6, 2008 04:23 pm
(Link)
Героям - вечная память!

А убивать инвалидов - западло!
From:gur64
Date:Январь 6, 2008 05:23 pm
(Link)
А про десант в Судак у Вас информация есть?
[User Picture]
From:scif_yar
Date:Январь 6, 2008 08:43 pm

все как всегда

(Link)
С одной стороны- люди, которые выполнили приказ, вполне точный и ясный - удерживать позицию, поддерживать войска.
За не-выполнение приказа в военное время - трибунал с предсказуемым результатом.
как хорошо всем с после-знанием.
насчет госпиталя ..
Авторы, пишушие что "больных расстреливать не хорошо" - рекомендую помедитировать на :
http://army.armor.kiev.ua/hist/sovet-plennye.shtml
Приложение к журналу № 39058/41
от 8.IX.41г.
Распоряжения об обращении с советскими военнопленными во всех лагерях военнопленных
----
и на
http://www.soldat.ru/doc/casualties/book/chapter5_13_11.html
На соотношение потерь повлиял и тот факт, что количество советских военнопленных, погибших и умерших в нацистских лагерях (более 2500 тыс. чел.) в пять с лишним раз превысило число военнослужащих противника, умерших в советском плену (420 тыс. чел.). Между тем общее количество попавших в плен с той и другой стороны было примерно одинаковым (4559 тыс. чел. составили советские военнопленные, а немецкие - 4376,3 тыс. чел.)
---
по тексту -
>> Вскоре закончился 100-мм боезапас, но из-за разбитой радиостанции приказа на уход в базу командир корабля Трясцын не получил, а самостоятельно уйти не посмел из-за боязни быть обвиненным в трусости
>> Через сторожевой катер № 0102 в штаб флота было доложено о положении БТЩ
--
не успели попросту связаться ? что штабу до БТЩ, тут десант по сути погибает.
Кстати, если придлется снимать десант - то как раз техника и нужна. Снаряды кончились- место осталось.
From:nikoberg
Date:Январь 7, 2008 01:07 am

Re: все как всегда

(Link)
Сидя за компом многие страшно умными становятся. тут и сострадание к немецким раненым и подобная херня...

То, что благодаря этим нашим десантерам - трупы которых немцы запрещали убирать. а над ранеными глумились как умели - эти ублюдки имеют возможность на компах испражняться - уже дело десятое...

А мне рассказывали люди, хоронивщие наших десантников после петергофского десанта, что и над скелетами немцы глумились...
[User Picture]
From:dasauchnoch
Date:Январь 7, 2008 09:10 am

Ave, Бартон и Кононов!

(Link)
Мотивы капитана Трясицына мне изначально были понятны. Но вот этой информацией вы меня очень обрадовали.
Спасибо. Значит, были люди! Я, впрочем, и не сомневался.
[User Picture]
From:alex_bir
Date:Июль 3, 2011 06:28 pm

Re: Ave, Бартон и Кононов!

(Link)
я думаю, Вы не учитывали в своём понимании изначальном мотивов Трясицына некоторых существенных моментов. А именно:
1)командир корабля вообще на тот момент не имел права на такое решение. На корабле-флагмане высадки имелся командир отряда высадки, которому он подчинялся. После смерти в первый час десанта Буслаева командование перешло к военкому Бойко. Только он мог принять решение на уход корабля, а никак не командир корабля Трясицын.
2)Покинуть район высадки - как командир отряда высадки, Бойко не мог, а высадиться на берег или перейти на один из катеров в условиях пяти-семибалльного, к вечеру, шторма - практически тоже. Его решение как командира отряда высадки оставаться в районе до прояснения обстановки с положением десанта и подхода кораблей с вторым эшелоном десанта, ожидавшегося ночью - вполне понятно.
3)К положению при наступлении темноты, тральщик при налётах авиации получил повреждения корпуса, вышел из строя один из дизелей. Вероятно, по косвенным признакам, было повреждено рулевое управление. В условиях встречного юго-западного сильного шторма принятие решения на уход из бухты и переход в Севастополь видится небесспорным. Да и технически не бесспорно выполнимо такое решение само по себе. Уходить с катерами сопровождения - и самовольно оставить район высадки без поддержки с моря, в случае решения на эвакуацию десанта - решение неприемлемое в той обстановке для командира. Уйти без катеров и из-за больших проблем с ходом и управлением утром оказаться на траверзе Качи, например, мишенью для авиации - тоже не безукоризненный ход, мягко говоря. Поэтому решение было принято остаться до подхода кораблей второго эшелона либо приказа на отход либо эвакуацию. Однако в силу упомянутых проблем с ходом и управляемостью и существеннейшего усиления волнения корабль таки выбросило на берег буквально через пару часов темноты. Вот и всё. Такое вот грустное стечение обстоятельств, и трусость чья-то ("опасения ответственности") ну совсем не при чём, вполне возможно.
[User Picture]
From:fiachna
Date:Январь 7, 2008 06:43 pm
(Link)


Так это место выглядит сейчас (фото сделано в апреле 2006-го).
[User Picture]
From:u_96
Date:Январь 7, 2008 06:47 pm
(Link)
Спасибо.
[User Picture]
From:tietokone
Date:Январь 7, 2008 09:12 pm

Десант

(Link)
У меня там родственники. Г. Саки. Хорошо знаю эту местность. На месте высадки десанта стоит памятник . Это традиционное место для свадеб. На Евпаторийскую дорогу остался немецкий ДОТ на кургане. Мы мальчишками любили там лазить. Много находили всякого барохла (патроны, ржавое оружие, мины) того времени.
[User Picture]
From:u_96
Date:Январь 7, 2008 09:36 pm

Re: Десант

(Link)
Я был в Евпатории и видел памятник, но вот ДОТ прошёл мимо меня.
[User Picture]
From:f1ghter_blog
Date:Март 10, 2010 08:15 pm

И где героизм?

(Link)
Из приведённой истории героизма не видно, как уже отмечалось.

Не буду обсуждать морскую остсавляющую вопроса, тут я не спец, однако по тому, как действовал экипаж на суше, возникает масса вопросов. Итак, у нас есть посудина, есть экипаж с винтовками и гранатами, есть взрывчатка, есть минимум один работоспособный двигатель с топливом. При грамотном минировании тральщик должен был бы взлететь на воздух. Тем более, когда по нему лупят 75-мм ОФ 2 батареи. Однако же имеем в итоге целый корабль и 19 человек пленных вместо развороченного в клочья остова и кучки трупов. Судя по всему, мореманы демаскировали себя, раз немцы отправили к ним парламентёров (не стали бы они отправлять их к трупам или на пустую посудину), да ещё и допустили ошибку при минировании и/или подрыве.Таким образом, экипаж на берегу не выполнил задачу. Где героизм?
[User Picture]
From:alex_bir
Date:Июль 2, 2011 12:02 pm

Re: И где героизм?

(Link)
героизм в том, что оказавшись в безнадёжной ситуации на берегу, экипаж не сдался в плен, предпочёл оказать сопротивление.
[User Picture]
From:liopik
Date:Ноябрь 28, 2010 01:36 pm

Именно

(Link)
Именно это мне и нравится!
[User Picture]
From:ernayr
Date:Февраль 26, 2011 04:22 pm
(Link)
Тееемма эт клево.... Ух.... )))
[User Picture]
From:alex_bir
Date:Июль 2, 2011 11:53 am
(Link)
беседа давняя, возможно что-то в восприятии и понимании участников дискуссии изменилось за прошедшее время. Но свои 5 копеек таки добавлю, раз уж прочёл :)
Дискуссия плавно разделилась на два потока критики - действий командира тральщика, погибшего в операции, и собственно командования в этой операции. Соображения некоторых участников о не-гуманизме десантников, перебивших немецкий госпиталь - думаю, всерьёз разбирать нет смысла, по ряду причин :)
По действиям командира тральщика.
я думаю, при понимании мотивов его решений часть участников обсуждения всё же не учитывает некоторых существенных моментов обстановки, и ограничивает круг мотивов боязнью ответственности за самовольный уход из боя. Дополнительно же имеется ряд моментов:
1)командир корабля не имел права на такое решение. На корабле-флагмане высадки имелся командир отряда высадки, которому он подчинялся. После смерти в первый час десанта Буслаева командование перешло к военкому Бойко. Только он мог принять решение на уход корабля, а никак не командир корабля Трясцын.
2)Покинуть район высадки Бойко не мог, высадиться на берег или перейти на один из катеров в условиях пяти-семибалльного, к вечеру, шторма - практически тоже. Его решение как командира отряда высадки оставаться в районе до прояснения обстановки с положением десанта и подхода кораблей с вторым эшелоном десанта, ожидавшегося ночью - вполне понятно.
3)К положению при к наступлении темноты, тральщик при налётах авиации получил повреждения корпуса, вышел из строя один из дизелей. Вероятно, по косвенным признакам, повреждено рулевое управление. В условиях встречного юго-западного сильного шторма принятие решения на уход из бухты и переход в Севастополь видится небесспорным. Да и технически не бесспорно выполнимо само по себе. Уходить с катерами сопровождения - и самовольно оставить район высадки без поддержки с моря, в случае решения на эвакуацию десанта - решение неприемлемое для командира. Уйти без катеров и из-за проблем с ходом и управлением утром оказаться на траверзе Качи, например, мишенью для авиации - тоже не безукоризненный ход, мягко говоря. Поэтому решение было принято остаться до подхода кораблей второго эшелона либо приказа на отход либо эвакуацию. Однако в силу проблем с ходом и управляемостью и усиления волнения корабль таки выбросило на берег буквально через пару часов темноты. Вот и всё. Такое вот грустное стечение обстоятельств, и трусость чья-то ("опасения ответственности") ну совсем не при чём, вполне возможно.
4)Относительно возможных упрёков командованию по поводу возможного игнора прогноза метеорологов - Чёрное море в общем-то вполне славно резким изменением штормовой обстановки, особенно в осенне-зимний период. Тяжёлое оно в этом смысле. За что в общем-то и несёт имя Чёрного :) Операцию проводили в выдавшемся спокойном окне. Не вина командования или метеорологов, что окно это получилось форточкой в одни сутки. Продержись погода ночи на 5е ещё на одну ночь, не доходя до 7-балльного - тральщик вполне остался бы на плаву и дошёл или доведен был бы до базы утром. Но - случилось то, что случилось.
В общем не вижу я особых косяков в действиях командиров и командования в данных обстоятельствах.

> Go to Top
LiveJournal.com